Зеркалов Д.В. Вопросы заработной платы в генеральных территориальных и отраслевых соглашениях в странах СНГ

К оглавлению

ВОПРОСЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ГЕНЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ И ОТРАСЛЕВЫХ СОГЛАШЕНИЯХ В СТРАНАХ СНГ

(По материалам Департамента ВКП по вопросам защиты
социально-экономических интересов трудящихся)

Генеральные соглашения
Размер минимальной заработной платы с 2004 г. по данным Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) увеличился в Молдавии – в 4 раза, в России – 3,8, Киргизии – 3,4, Азербайджане – 3, Таджикистане – 2,9, Украине – 2,2, Армении – 1,9, Белоруссии и Казахстане – в 1,6 раза. Практически во всех странах СНГ сократился разрыв между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом. В Белоруссии и Казахстане минимальная заработная плата соответствует прожиточному минимуму.

В настоящее время в некоторых странах СНГ продолжаются переговоры объединений профсоюзов на национальном уровне по установлению размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума. Но пока эти вопросы не отражаются в генеральных соглашениях. В ряде государств взяты обязательства по установлению минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума. Например, в России социальные партнеры договорились о повышении с 1 декабря 2008 года минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума. Однако для введения этой гарантии необходимо будет осуществить анализ социально-экономических последствий предыдущего повышения минимальной зарплаты и практики ее установления в субъектах Российской Федерации. В Белоруссии намечено доведение минимальной заработной платы до более высокого уровня – минимального потребительского бюджета.

Кроме вопроса о минимальной заработной плате в ряде государств СНГ взяты иные обязательства, касающиеся вопросов оплаты труда. В Украине генсоглашением предусмотрено установление тарифной ставки первого разряда для рабочих в размере 120% от минимальной зарплаты. В Казахстане социальным партнерам рекомендовано при заключении отраслевых соглашений рассматривать и включать в них положения о размере минимальной оплаты труда работников. В Белоруссии генсоглашением на 2006-2008 годы предусмотрено обеспечить размер среднемесячной заработной платы к концу 2008 года в целом по республике в эквиваленте 400 долл. США, в организациях бюджетной сферы – 350 долл. США. Отдельными соглашениями (например, в России) установлено, что при определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников стороны будут ориентироваться на соответствующую долю тарифа в заработной плате.

В ряде соглашений намечены меры по сдерживанию темпов инфляции (Казахстан, Таджикистан, Россия), увеличению доли фонда оплаты труда в ВВП (Киргизия, Таджикистан), росту реальной заработной платы не ниже темпов роста ВВП (Белоруссия, Таджикистан), совершенствованию системы оплаты труда бюджетников (Белоруссия, Киргизия, Россия, Таджикистан).

Территориальные (региональные) соглашения
Определенные гарантии по оплате труда устанавливаются в территориальных (региональных) соглашениях. Это имеет особое значение для государств с обширными территориями и природно-климатическими различиями по регионам. В данных соглашениях профсоюзы добиваются включения обязательств, обеспечивающих минимальный уровень зарплаты не ниже прожиточного минимума в конкретном регионе, проведение своевременной индексации зарплаты и ряда других, связанных с повышением уровня оплаты труда.

Так, под давлением Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) законодательно были расширены права регионов России при заключении трехсторонних соглашений. Им было предоставлено право устанавливать размер региональной минимальной заработной платы на уровне не ниже федерального. Одними из первых этим правом воспользовались профсоюзы г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Московской, Свердловской, Иркутской, Тульской, Рязанской и ряда других регионов. Причем в большинстве принятых соглашений региональная минимальная заработная плата выше федерального уровня и практически соответствует прожиточному минимуму региона, либо согласованы этапы приближения ее размера к этому нормативу. В настоящее время в 30-ти субъектах Российской Федерации подписаны региональные соглашения "О минимальной заработной плате" (в 12-ти из них МЗП установлена на уровне и выше прожиточного минимума), а в 22-х регионах подготовлены и обсуждаются в ходе переговоров проекты соответствующих соглашений.

Например, в настоящее время в г. Москве минимальный размер оплаты труда равняется 6100 рублей, с 1 мая 2008 года в соответствии с соглашением он составит 6800 рублей, а с 1 сентября – 7500 рублей; в Читинской области с 1 января 2008 года региональная минимальная зарплата установлена на уровне 2900 рублей, с 1 июля ее повысят до 3500 рублей, с 1 декабря – до 4100 рублей, что будет соответствовать прожиточному минимуму в регионе. В Московской области соглашением предусмотрено установить на ее территории минимальную заработную плату с 01.05.08 г. в размере 6000 рублей. При этом оговорено, что соглашение распространяется на всех работодателей и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории области. В ряде территориальных (региональных) соглашений России оговорены вопросы установления тарифных ставок для работников бюджетной сферы.

Минским городским трехсторонним соглашением на 2006-2008 годы предусмотрено достижение темпов роста заработной платы не ниже темпов роста ВВП по республике. Наниматели обязались создавать на предприятиях резервный фонд оплаты труда в размере до 25% годового фонда заработной платы для обеспечения своевременной выплаты зарплаты, гарантированных и компенсационных выплат.

Отраслевые (тарифные) соглашения
В области регулирования оплаты труда за основу должны приниматься отраслевые (тарифные) соглашения, определяющие нижнюю границу в социально-трудовых отношениях между работодателем и наемными работниками путем установления, прежде всего, норм заработной платы. Неслучайно в названии многих отраслевых соглашений присутствует слово – "тарифное".

Выборочный анализ показывает, что в большинстве отраслевых соглашений содержатся разделы по оплате труда. Они касаются установления размера минимальных тарифных ставок и окладов, их соотношения с величиной прожиточного минимума, тарифных ставок и окладов, исходя из соотношений в размерах оплаты труда различных профессионально-квалификационных групп работников, увеличения размеров надбавок и доплат компенсационного и стимулирующего характера, индексации зарплаты.

Участвуя в объявленной ВКП солидарной кампании, многие отраслевые профсоюзы добиваются включения в соглашения обязательств по соответствующему уровню минимальной заработной платы. Например, в отраслевом соглашении между Минтопэнерго Украины и профсоюзами на 2008-2010гг. зафиксировано, что минимальная тарифная ставка работника, который выполняет неквалифицированную работу, устанавливается на уровне 125% прожиточного минимума трудоспособного человека. В отраслевом (тарифном) соглашении между Белорусским профсоюзом работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, Республиканским союзом нанимателей и Минпромом Республики Беларусь на 2006-2008 годы наниматели обязались: обеспечить минимальный уровень оплаты труда, определяемый коллективным договором, но не ниже уровня МЗП, установленного в Республике; не допускать снижения доли зарплаты в себестоимости выпускаемой продукции по сравнению с достигнутым; проводить индексацию заработной платы в соответствии с законодательством.

Значительное внимание принятию обязательств в области оплаты труда уделяется отраслевыми профсоюзами железнодорожников стран СНГ. Так, соглашением между Украинской государственной корпорацией "Укртрансбуд" и Советом профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Украины предусмотрено: установить минимальную тарифную ставку рабочего первого разряда в размере не менее 120% минимальной зарплаты; при введении тарифных ставок и окладов сохранять межразрядные и межквалификационные разряды; обеспечить реальную зарплату работников не ниже прожиточного минимума и др. По оценкам Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей, доля социальных гарантий, предусмотренных отраслевыми соглашениями, составляет от 15-ти до 30% в доходах работников отраслей.

Ряд профсоюзов стран Содружества ищут пути усиления роли отраслевых соглашений в регулировании оплаты труда. Для ведения переговоров, в России, например, по инициативе отраслевых профсоюзов в 2000 году Всероссийским центром уровня жизни был разработан Отраслевой социальный стандарт оплаты труда, как критерий ее минимального уровня. Он ориентирован не на минимум, необходимый для выживания, а на социально приемлемые нормы потребления. Сегодня такие стандарты приняты в энергетической, машиностроительной отраслях России, в металлургии на Украине. Отраслевым соглашением металлургов России на 2006-2008 годы стороны признали Методику определения Отраслевого социального стандарта оплаты труда и в период действия соглашения обязались совместно провести анализ ее применения и на его основе осуществить работу по актуализации и совершенствованию ее разделов.

Что касается тарифного регулирования, то оно имеет место в ряде соглашений. Однако лишь в отдельных из них тарифная сетка является обязательной для применения в отрасли. В большинстве случаев она носит рекомендательный характер, что является слабой степенью защиты работников на предприятии. В отдельных отраслевых соглашениях нет развернутых разделов по оплате труда, а кое-где этот раздел вообще отсутствует.

Именно отраслевое тарифное регулирование позволяет системно решать вопросы оплаты труда с учетом сложности, квалификации и прочих характеристик труда. И именно на отраслевом уровне профсоюзы могли бы переломить ситуацию, когда ставки и весь размер зарплаты работника зависит от выделенного работодателем фонда заработной платы, к положению, когда фонд оплаты труда формируется из достигнутых договоренностей на отраслевом уровне по тарифным ставкам (окладам), как это действует во многих странах с рыночной экономикой. В странах же СНГ в лучшем случае в отраслевых соглашениях определяется, что системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов устанавливаются работодателем с учетом мнения профсоюзной организации и отражаются в колдоговорах.

В отношении положений по увеличению надбавок и доплат следует отметить, что в большей части отраслевых соглашений их формулировки либо близки к законодательным нормам, либо решение этих вопросов относится к сфере коллективных договоров.

В части индексации заработной платы в отраслевых соглашениях, как правило, оговаривается периодичность ее проведения, остальные вопросы отнесены к компетенции коллективных договоров.

Весьма важным в ходе ведения коллективных переговоров является рассмотрение вопроса и принятие обязательств, касающихся доли тарифа в структуре заработной платы. Чем выше эта доля, тем более объективным и контролируемым является размер оплаты труда, тем меньшим будет влияние субъективных факторов при его определении.

Однако данный вопрос в большинстве случаев профсоюзами упускается из виду. Как показал, например, анализ отраслевых соглашений, проведенный Генсоветом ФНПР, в большинстве из них тарифное регулирование заканчивается установлением минимального тарифа (минимальной заработной платы). Более 2/3 отраслевых соглашений не содержит фиксированной доли тарифа в заработной плате. По данным статистики, фактическая величина тарифа в зарплате составляет 43,4 процента. Эта тенденция характерна и для других государств Содружества.

Следует отметить, что ранее в ходе заключения отраслевых соглашений в ряде случаев была попытка предусмотреть обязательства по регулированию дифференциации заработной платы между категориями работников. Например, в отраслевом соглашении по лесному комплексу в Республике Марий-Эл Российской Федерации на 2004 год было рекомендовано собственнику, исходя из численности коллектива, устанавливать должностной оклад руководителю в пределах от 3-х до 5-ти кратной величины средней заработной платы работников; в отраслевом тарифном соглашении по организациям жилищно-коммунального хозяйства, газификации и эксплуатации газового хозяйства РФ было зафиксировано, что размер должностного оклада руководителя предприятия должен устанавливаться в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, а его повышение должно производиться одновременно с увеличением тарифных ставок на предприятии. Как показало изучение, в настоящее время в действующих в государствах СНГ отраслевых соглашениях практически такие положения не предусматриваются.

Трудности в области отраслевого переговорного процесса, по всей вероятности, связаны с недостаточно развитой структурой отраслевых союзов работодателей (нанимателей), отсутствием интересов у этих субъектов в социальном диалоге, происходящими реорганизациями органов управления. Большую роль играет и нежелание работодателей вести переговоры на отраслевом уровне. Они предпочитают заключать договоры на предприятии, где их позиции, как правило, намного сильнее, чем у профсоюзов. Поэтому не случайно высказывается мнение, что государства должны действовать активнее с тем, чтобы обеспечить необходимые меры (правовые, административные и институциональные), поддерживающие и способствующие эффективному развитию отраслевых переговоров. Наряду с этим справедливо отметить, что и профсоюзы не всегда отличаются достаточной активностью. Все это свидетельствует о том, что отраслевой переговорный процесс по оплате труда нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»