Зеркалов Д.В. Регулирование заработной платы на предприятиях транснациональных компаний и в отраслях бюджетной сферы

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ И В ОТРАСЛЯХ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

(По материалам Департамента ВКП по вопросам защиты
социально-экономических интересов трудящихся)

Транснациональные компании (ТНК)
На регулирование системы оплаты труда оказало существенное влияние глобализация. «Классическая» схема, когда на национальном уровне определялись ее общие параметры, минимальные гарантии, на отраслевом – конкретные цифровые показатели, а на уровне предприятий в колдоговорах вносились коррективы в зависимости от той или иной специфики труда на них, все чаще оказывается недостаточной для обеспечения достойных заработков работников транснациональных корпораций. Тем более, что сам смысл существования ТНК зиждется на разнице в зарплатах и социальных выплатах в различных странах, что позволяет им получать за счет нее дополнительные прибыли.

Попытки профдвижения противопоставить такому положению какие-то ограничения не увенчались до сих пор заметными успехами: заключаемые глобальными федерациями профсоюзов (ГФП) «глобальные рамочные соглашения» почти не содержат пунктов, которые определяли бы конкретные условия по оплате труда на охваченных ими предприятиях. На последнем конгрессе Европейской конфедерации профсоюзов (ЕКП) был поставлен вопрос о подписании в европейских ТНК полновесных колдоговоров, включающих размеры заработной платы.

Отдельные международные объединения профсоюзов предпринимают попытки по созданию на предприятиях мировых ТНК, функционирующих в странах СНГ, первичных профсоюзных организаций и ведению там переговоров, которые пока носят общий, рамочный характер. Можно говорить о некотором регулировании оплаты труда на предприятиях ТНК со штаб-квартирой в одном из государств Содружества там, где создан корпоративный профсоюз (при всех его недостатках).

Объединения профсоюзов независимых государств, национальные отраслевые профсоюзы ведут борьбу за достойный уровень оплаты труда на предприятиях ТНК, расположенных в том или ином государстве. Можно привести примеры по Азербайджану, Казахстану, Киргизии, России, Украине. ВКП регулярно обеспечивает их информацией по размерам заработной платы, содействует сближению законодательства в этой сфере.

Однако предпринимаемые профсоюзами всех уровней меры по регулированию оплаты труда на предприятиях ТНК пока не сложились в единую систему и не принесли должных результатов, что свидетельствует о необходимости совершенствования этой работы.
Отрасли бюджетной сферы
В настоящее время в большинстве стран СНГ оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ЕТС), устанавливаемой соответствующими государственными органами с участием профсоюзов. Применение ЕТС позволяет обеспечивать единство в организации заработной платы бюджетников на основе принципа равной оплаты за равносложный труд.
ЕТС, применяемые в странах СНГ, различаются по числу установленных разрядов и диапазону тарифной сетки (соотношению коэффициентов крайних разрядов). В Белоруссии в настоящее время действует 27-ми разрядная тарифная сетка с диапазоном 1:7,84; в Молдавии и Украине –25-ти разрядная с диапазонами соответственно 1:3,75 и 1:3,93; в России (для работников федеральных госучреждений) – 18-ти разрядная с диапазоном 1:4,5 (указанная сетка действует до 31 октября 2008г.).

В России уже на протяжении ряда лет идет реформирование организации оплаты труда в бюджетной сфере. Суть преобразований заключается в отказе от использования Единой тарифной сетки и переходе к отраслевым системам оплаты труда. Органам региональной и муниципальной власти предоставлено право самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, находящихся на их территории. В ряде регионов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская, Тюменская, Белгородская области и др.) отраслевые системы оплаты труда уже установлены. Но в большинстве регионов работники бюджетных отраслей оказались в очень сложной ситуации, обусловленной сменой системы финансирования и недостаточным теоретическим обоснованием формирования отраслевых систем оплаты труда. Единственно, чем могут руководствоваться на местах, это Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, которые ежегодно разрабатываются Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Имели место случаи задержки разработки нормативных правовых актов, необходимых для формирования новых систем оплаты труда. В целом следует отметить, что значительного повышения уровня зарплаты работников бюджетной сферы в связи с проводимыми реформами пока не произошло.

В Казахстане в классическом виде тарифная сетка для рабочих в бюджетной сфере не применяется. Используется метод исчисления должностных окладов на основе введенного базового должностного оклада (БДО). БДО – условная величина, введенная в 2004 году. Она не связана с потребительской корзиной, прожиточным минимумом, не учитывает влияния роста цен. В основе определения должностных окладов работников, содержащихся за счет госбюджета, применяются БДО и повышающие коэффициенты для каждого разряда (всего – 8 разрядов). Оплата служащих, содержащихся за счет местных бюджетов, производится на основе БДО и системы повышающих коэффициентов, установленных по 18-ти разрядам и учитывающим категорию должности и стаж работы по специальности. В настоящее время размер БДО значительно ниже минимального размера заработной платы, прожиточного минимума и к тому же не индексируется. Федерация профсоюзов Казахстана и ее членские организации добиваются замены БДО на величину минимальной заработной платы, которая ежегодно устанавливается в законодательном порядке.

Низкий уровень тарифов (окладов) отмечается и в тарифных сетках работников бюджетной сферы других государств. Например, в России установленные оклады в пределах 16 разряда Единой тарифной сетки, в Белоруссии – 14, в Украине – 5 разряда ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Государство как работодатель не обеспечивает не только простое воспроизводство рабочей силы, но и выживание человека, порождая явление «работающих бедных».

Уровень оплаты труда работников здравоохранения, образования, культуры, составляющих основу интеллектуального потенциала и будущего государств, остается крайне низким, не соответствующим степени социальной значимости их деятельности.
Нельзя забывать, что в бюджетных отраслях в основном заняты женщины, и низкий уровень заработной платы здесь является одной из основных причин гендерного неравенства в оплате труда в государствах.

Справочно: Например, в Армении зарплата женщин составляет 42% от средней заработной платы мужчин, в Таджикистане – 43%, в России – 61 процент

Низкооплачиваемые категории трудящихся больше всего уязвимы при немалом уровне имеющейся инфляции. Важным механизмом защиты реального содержания заработной платы является ее индексация. Индексация заработной платы работников бюджетных отраслей в соответствии с трудовым законодательством является обязанностью государства (в России – муниципальных и региональных органов власти). В тех странах СНГ, где действует закон об индексации, конкретно определено как она должна проходить, в какие сроки и другие вопросы.

Практически во всех странах Содружества в последние годы реальная заработная плата работников бюджетных отраслей возрастала. Но, учитывая, что этот рост шел от крайне низкого базового уровня, темпы индексации нельзя признать достаточными для нормализации создавшегося положения. Более того, проводя повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, некоторые государства изменяют сам механизм индексации заработной платы, увеличивая не тарифные оклады, а устанавливая выплаты стимулирующего характера. Именно такой механизм повышения заработной платы бюджетникам был реализован в сентябре 2007 года в России, из-за чего реальная зарплата работников возросла не на 15% (как было объявлено), а в значительно меньшем размере.

Имеют место факты, когда отдельные отрасли вообще выпадают из сферы внимания государства, как это было с оплатой труда гражданского персонала Вооруженных сил РФ (в 2004 году зарплата указанной категории работников в отличие от занятых в других отраслях бюджетной сферы не была проиндексирована).

Для исправления сложившейся ситуации профсоюзы должны настаивать на значительном увеличении зарплаты работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней. И в этой борьбе им должна быть оказана солидарная поддержка всеми профсоюзами и их объединениями.

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»