1.5. ОСНОВА ФИНАНСОВОГО ЛИЗИНГА В БЕЛАРУСИ

К оглавлению

(§ 6 «Финансовая аренда (лизинг)» главы 34 «Аренда» Гражданского кодекса Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З)

Статья 636. Договор финансовой аренды
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца.
Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что вы-бор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
Статья 637. Предмет договора финансовой аренды
Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.
Статья 638. Уведомление продавца о сдаче имущества в аренду
Арендодатель, приобретая имущество для арендатора, должен уведомить продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу.
Статья 639. Передача арендатору предмета договора финансовой аренды
1. Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продав-цом непосредственно арендатору в месте нахождения последнего.
2. В случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, а если в договоре такой срок не указан, — в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков.
Статья 640. Переход к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества
Риск случайной гибели или случайной порчи арендованного имущества переходит к арендатору в момент передачи ему арендованного имущества, если иное не предусмотрено договором финансовой аренды.
Статья 641. Ответственность продавца
1. Арендатор вправе предъявлять непосредственно продавцу иму-щества, являющегося предметом договора финансовой аренды, требо-вания, вытекающие из договора купли-продажи, заключенного между продавцом и арендодателем, в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом. При этом арендатор имеет права и несет обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными актами законодательства для покупателя, за исключением обязанности оплатить приобретенное имущество, как если бы он был стороной договора купли-продажи указанного имущества. Однако арендатор не может расторгнуть договор купли-продажи с продавцом без согласия арендодателя.
В отношениях с продавцом арендатор и арендодатель выступают как солидарные кредиторы (статья 307).
2. Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, арендодатель не отвечает перед арендатором за выполнение продавцом требований, вытекающих из договора купли-продажи, кроме случаев, когда ответственность за выбор продавца лежит на арендодателе. В последнем случае арендатор вправе по своему выбору предъявлять требования, вытекающие из договора купли-продажи, как непосредственно продавцу имущества, так и арендодателю, которые несут солидарную ответственность.

Инструкция о частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга
(Утверждено Решением Минского городского
исполнительного комитета 03.04.2003 № 530)

1. Инструкция о частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга (далее – Инструкция) разработана в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 1178 «Об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 21, ст.571), приказом Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 14 июля 1999 г. № 97 «Об утверждении Порядка частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 60, 8/657) и регламентирует механизм оказания государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства за счет средств городского бюджета, предусматриваемых ежегодно для финансирования программы государственной поддержки малого предпринимательства, для частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга.
2. Получателями государственной финансовой поддержки в виде частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга являются субъекты малого предпринимательства (далее – лизингополучатели).
3. Частичная компенсация лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга предоставляется на срок действия договора финансовой аренды (лизинга) на основании решения Минского городского исполнительного комитета (далее - Мингорисполком).
4. Величина частичной компенсации лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга устанавливается на основании заключения комиссии по финансовой и ресурсной поддержке малого предпринимательства при Мингорисполкоме (далее - комиссия) в размере не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.
5. Для рассмотрения вопроса о частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга в управление предпринимательства Мингорисполкома представляются следующие документы:
5.1. лизингополучателем:
• заявка на оказание государственной финансовой поддержки в произвольной форме;
• копии свидетельства о государственной регистрации и устава (без нотариального заверения);
• копия договора финансовой аренды (лизинга) со всеми приложениями, являющимися его неотъемлемой частью;
• бизнес-план инвестиционного проекта, утвержденный руководителем юридического лица (индивидуальным предпринимателем) и разработанный в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь;
• акт последней аудиторской проверки;
• заключение государственной экологической экспертизы о возможности реализации предлагаемого инвестиционного проекта с учетом его воздействия на окружающую среду в случаях, установленных Законом Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. «О государственной экологической экспертизе» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., № 24, ст.294; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 70, 2/194).
• баланс организации за предыдущий год и на последнюю отчетную дату с формами 2 и 3;
• справка налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом;
• ходатайство администрации соответствующего района г.Минска;
• отчет за предыдущий год (квартал) по форме 1-МП, утвержденной постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 26 июня 2002 г. № 50 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-МП «Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства»;
5.2. лизингодателем:
• копия свидетельства о государственной регистрации (без нотариального заверения);
• копия кредитного договора, заключенного с кредитодателем для приобретения объекта лизинга;
• баланс организации за предыдущий год и на последнюю отчетную дату с формами 2 и 3.
6. Ответственность за достоверность представленных документов несут лизингополучатель и лизингодатель соответственно.
7. Управление предпринимательства Мингорисполкома имеет право запрашивать у лизингополучателя и лизингодателя дополнительную информацию, необходимую для принятия решения о частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга.
При необходимости комиссия вправе потребовать у лизингодателя документы, подтверждающие страхование объекта лизинга и финансовых рисков.
8. Критериями отбора инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, вносимых на рассмотрение комиссии на предмет оказания государственной финансовой поддержки путем частичной компенсации лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга, являются:
• соответствие приоритетным направлениям государственной поддержки малого предпринимательства и (или) социально-экономическому развитию города Минска;
• организация и (или) расширение производства, в том числе экспортоориентированной (импортозамещающей) продукции, оказание услуг;
• создание новых и сохранение существующих рабочих мест.
Кроме того, учитывается финансовое состояние лизингополучателя и лизингодателя.
9. Управление предпринимательства Мингорисполкома вносит на рассмотрение Комиссии полный пакет документов, указанных в пункте 5 настоящей Инструкции.
10. Инвестиционный проект лизингополучателя, получивший положительное заключение комиссии, управлением предпринимательства Мингорисполкома вносится на ближайшее заседание Мингорисполкома для принятия решения о частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта.
11. На основании решения Мингорисполкома заключается договор о частичной компенсации лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга между Мингорисполкомом, лизингополучателем, лизингодателем и банком, предоставившим кредит лизингодателю на приобретение объекта лизинга.
12. В договоре наряду с обязательными реквизитами указываются величина частичной компенсации лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга и любые иные условия, указанные по соглашению сторон и не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
13. Пересмотр условий договора о частичной компенсации, а также изменение сроков и размера частичной компенсации осуществляются на основании решений Мингорисполкома.
14. При отрицательном заключении комиссии в предоставлении частичной компенсации лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга управление предпринимательства Мингорисполкома в пятидневный срок информирует в письменной форме субъекта малого предпринимательства с указанием причин отказа.
15. Перечисление лизингополучателю выделенных средств на частичную компенсацию расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга осуществляется через территориальный орган государственного казначейства на основании договора и платежного поручения.
16. При выявлении нарушений условий договора финансовой аренды (лизинга) со стороны лизингополучателя лизингодатель в обязательном порядке должен проинформировать об этом управление предпринимательства Мингорисполкома в пятидневный срок.
17. В случае невыполнения лизингополучателем своих обязательств по исполнению договора финансовой аренды (лизинга) Мингорисполком вправе приостановить частичную компенсацию лизингополучателю расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга со дня получения от лизингодателя соответствующего уведомления до выяснения обстоятельств невыполнения лизингополучателем условий договора финансовой аренды (лизинга).
18. В случае невозможности дальнейшего исполнения лизингополучателем обязательств по договору финансовой аренды (лизинга) на рассмотрение Комиссии управлением предпринимательства Мингорисполкома вносится предложение о прекращении оказания финансовой поддержки лизингополучателю.
19. За неисполнение, а равно ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по соблюдению условий договора о частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга стороны несут ответственность в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.
20. Контроль за целевым использованием субъектом малого предпринимательства средств, предоставленных из городского бюджета для частичной компенсации расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга, осуществляется:
• банком;
• управлением предпринимательства Мингорисполкома;
• финансовым управлением Мингорисполкома.

Виды лизинга в Беларуси
(Письмо Государственного таможенного комитета Республіки
Беларусь от 06.08.1997 № 02/8297 «О видах лизинга»)

«О видах лизинга»
В настоящее время правовых норм, регулирующих отношения между участниками сделки, кроме Положения о лизинге на территории Республики Беларусь (регистрационный № 1392/12 от 16.04.97 г.), в за-конодательстве нашего государства не имеется.
Названное Положение определяет следующие виды лизинга:
• финансовый лизинг;
• оперативный лизинг;
• возвратный лизинг (разновидность финансового лизинга);
• лизинг по остаточной стоимости;
• чистый лизинг;
• «мокрый» лизинг;
• раздельный лизинг.
Практика показывает, что при заключении договоров, как правило, виды лизинга смешиваются, поскольку определение видов лизинга ос-новывается на различных критериях.
Критериями определения финансового, оперативного и возвратного лизинга являются: принадлежность права собственности имущества ли-зингодателю и права владения им на различные сроки лизингополуча-телю.
Критерием определения лизинга по остаточной стоимости является использование имущества, бывшего ранее в употреблении.
Критерием определения раздельного лизинга служит совместная собственность имущества, когда лизингодатель выступает лишь одним из его собственников, в числе которых может быть также и лизингопо-лучатель.
Чистый и мокрый лизинг основываются на критериях обслужива-ния, страховки и эксплуатации лизингового имущества.
Так как в договорах всегда оговариваются такие вопросы, как право собственности, срок владения, техническое обслуживание, страховка и условия эксплуатации передаваемого в лизинг имущества, то в любом лизинговом договоре содержатся элементы различных видов лизинга.
Анализ вышеупомянутого Положения показывает, что основопола-гающими являются финансовый и оперативный лизинг.
Наиболее характерными чертами являются: при оперативном лизинге: временное пользование имуществом лизингополучателем; срок пользования существенно меньше экономического (нормативного) срока службы имущества; возврат имущества лизингодателю после окончания срока договора; при финансовом лизинге: временное пользование имуществом лизингополучателем; срок пользования имущества совпадает по продолжительности со сроком полной амортизации имущества; возложение на лизингополучателя полного объема обязанностей по страхованию, техническому обслуживанию и ремонту лизингового имущества; возвращение лизингодателю полной стоимости имущества в течение срока договора.
Следует учитывать, что лизинговые платежи могут включать в себя: отчисления по амортизационной стоимости имущества, затраты на страхование, возмещение по налогообложению, проценты за пользование кредитом и другие затраты, а также доход от лизинговой операции. Поэтому сумма подлежащих к выплате лизинговых платежей, превышающая таможенную стоимость лизингового имущества, не всегда может свидетельствовать о возврате лизингодателю в течение срока договора полной стоимости этого имущества.
В договоре должно быть указано, что входит в состав лизингового платежа. Если же в договоре имеется упоминание об остаточной стои-мости имущества после выплаты всех лизинговых платежей, то наличие финансового лизинга в этом случае исключается.
Кроме того, в соответствии с приказом ГТК № 27-ОД от 31.01.95 г. внешнеэкономическая операция «209» — «Принятие резидентом РБ товаров от нерезидента в пользование с последующим переходом в собст-венность по договору финансового лизинга» определяет необходимость указания в договоре на переход права собственности на имущество к лизингополучателю после выплаты им всех лизинговых платежей.
Поэтому при наличии в договоре указания:
• на остаточную стоимость имущества после выплаты всех лизинговых платежей;
• что после окончания срока договора имущество подлежит возврату арендодателю либо может быть приобретено лизингополучателем за дополнительную плату с соответствующим оформлением документов;
• данную лизинговую операцию следует рассматривать как оперативный лизинг.
Статьей 33 Таможенного Кодекса Республики Беларусь предусмот-рено, что резиденты и нерезиденты Республики Беларусь имеют право заявлять в отношении перемещенных через таможенную границу вещей таможенный режим временного пользования без уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление). До истечения срока действия режима временного пользования эти вещи должны быть вывезены за пределы республики либо:
• заявлены установившему режим таможенному органу для свободного обращения;
• переданы таможенному органу для обращения в собственность государства;
• переданы на хранение на таможенный склад;
• уничтожены под контролем таможни, если не могут быть использованы в качестве изделий или материалов.
Согласно инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации для целей таможенного декларирования товаров, утвержденной приказом ГТК № 27-ОД от 31.01.95 г., таможенный режим временного пользования может быть заявлен резидентом и нерезидентом Республики Беларусь, являющимся субъектом одной из внешнеэкономических операций, определенных кодами 401, 402, 421 — 426. Данные внешнеэкономические операции предполагают временное пользование ввезенными вещами по договорам имущественного найма или безвозмездного пользования, а также временное размещение их на выставках, обеспечения деятельности представительств иностранных фирм и с целью обеспечения участия в различных мероприятиях, программах, работах, в т.ч. и ликвидационных вследствие различных бедствий и аварий.
Лизинг является разновидностью сделки найма, предлагает времен-ное пользование имуществом и соответственно охватывается рамками из внешнеэкономической операции, определенной кодом 401, за ис-ключением финансового лизинга.
Таможенный режим свободного обращения может быть заявлен только резидентом Республики Беларусь, являющимся субъектом одной из внешнеэкономических операций, определенных кодами 201–223, 232, 242, 271, 281. Данные внешнеэкономические операции предпола-гают в основном принятие товара в собственность, а также принятие его по договору займа (товарной ссуды); по договору комиссии, кон-сигнации или агентскому договору; по договору подряда в качестве материалов, находящихся в собственности заказчика; в качестве вклада в уставный фонд предприятия; в качестве рекламных материалов либо образцов для сертификации или изучения их характеристик, свойств и качеств, и предполагают постоянное размещение ввезенного имущества на таможенной территории Республики Беларусь. Только внешнеэкономическая операция, определенная кодом 209, предполагает принятие товаров в пользование с последующим переходом его в собственность по договору финансового лизинга.
Недопустимо ограничение прав лиц по заявлению таможенного ре-жима временного пользования в соответствии с законодательством республики в отношении вещей, ввезенных по договору лизинга (за исключением финансового лизинга), а также таможенного режима свободного обращения в отношении вещей, находящихся в режиме вре-менного пользования, при наличии законных оснований для заявления упомянутых режимов.