ЕС-Россия-Украина: перспективное партнерство на фоне глобального кризиса

К оглавлению

Под эгидой Международного института мирового развития (Москва) и Международного центра передовых исследований и сравнительного анализа ЕС-Россия/ СНГ (ICEUR-VIENNA) мы, представители экспертного сообщества из ЕС, Украины и России, озабоченные состоянием отношений в треугольнике Россия-Украина-ЕС, выступаем с предложением поиска новых подходов и возможностей их улучшения. В частности, мы предлагаем создать трехсторонний совет ЕС-Украина-Россия под эгидой программы ЕС «Восточное партнерство».

В настоящем документе анализируются возможные способы и пути активизации взаимодействия между Россией, Украиной и ЕС в ходе нынешнего глобального финансово-экономического кризиса и после него.

1) Анализ текущей ситуации:

На сегодняшний день можно констатировать, что, несмотря на дипломатичные формулировки, развитие отношений между ЕС, Украиной и Россией после многообещающего начала на рубеже веков зашло в тупик. Список незавершенных дел и озабоченностей перевешивает достижения, что является следствием различий во взглядах и несовпадений интересов. Недостаточно скоординированная внешняя политика ЕС еще больше усложняет ситуацию.

Европейская интеграция находится перед лицом серьезных дилемм и вызовов. После недавнего расширения ЕС за счет бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы, а также вследствие тупика, возникшего после провала проекта конституции ЕС на референдуме во Франции и Голландии в 2005 году, ЕС слишком занят внутренними дебатами. Осуществление политики соседства также осложнено разочарованием в результатах социально-экономического и политического развития на Украине, кризисом в отношениях ЕС с Беларусью и - последнее, но не менее важное - ухудшением отношений России и ЕС.

Институциональная база для хозяйственного взаимодействия на европейском пространстве явно отстает от требований реальности, бросая вызов не только будущему европейской интеграции, но и конкурентоспособности ЕС в глобальной экономике. Положение усугубляется внутренними спорами в ЕС и активизацией действий России, связанных с ее растущей экономической мощью и попытками восстановить влияние на постсоветском пространстве, где Россия рассматривает инициативы ЕС как нежелательное вмешательство в ее традиционные сферы влияния. Это, в свою очередь, воспринимается с подозрением рядом новых государств-членов ЕС (особенно Польшей и Прибалтийскими государствами), где недоверие к России является особенно сильным.

Текущий глобальный кризис демонстрирует потребность в более конкретных шагах в русле принципов, одобренных «Группой 20», и в более внимательном и уважительном отношении к предпочтениям и интересам другой стороны. В условиях общих глобальных угроз не время идеологических боев с тенью прошлого, непродуктивной увязки одних стратегических вопросов с другими (что зачастую блокирует принятие решений в целом) и различного рода политических ухищрений.
Вместо неконструктивного подхода «игры с нулевой суммой», который часто превалирует в переговорах ЕС и России, необходимо двигаться путем взаимных уступок и компромиссов в расчете на выигрыш для всех. Конкретные проблемные вопросы необходимо выносить за рамки масштабных пакетных соглашений. В первую очередь, такой подход мог бы быть эффективен в области энергетики и безопасности. В общем и целом, для создания механизмов выстраивания доверия от ЕС и России требуется больше совместных шагов во всех направлениях.

2) Необходимые действия

2.1.Экономическое сотрудничество

России предстоит модернизировать свою экономику и особенно газовую и нефтяную отрасль, а также энерготранспортную сеть. Европейские страны могут предложить ноу-хау в таких областях, как шельфовое бурение и строительство трубопроводов. Сходные проблемы стоят и перед Украиной - главным транзитером российских энергоресурсов в Европу.

В краткосрочной и долгосрочной перспективе важно будет вырваться из тупика и изменить формат переговоров ЕС и России для заключения новой Энергетической хартии. Точнее говоря, газовые проблемы могут быть выделены из общего энергетического пакета и обсуждаться отдельно, в том числе с участием представителей Украины. Одновременно частью этого газового пакета должно стать восстановление транзитных трубопроводов в тесной увязке с проектами создания альтернативных путей транспортировки. Для решения этой задачи может быть создан трехсторонний Консорциум (Россия-Украина-ЕС).

Глобальный кризис высветил и проблему того, что риски, связанные с тотальной либерализацией рынков, слишком велики. И наряду с финансовыми рынками это особенно справедливо для энергетических рынков, на которых пришел конец «бумажной нефти». Что касается газового рынка, то в этой сфере риски еще выше из-за необходимости долгосрочных инвестиций. Правда, верно и то, что здесь интересы потребителей и поставщиков в заключении долгосрочных контрактов совпадают. В связи с попытками ограничить выбросы парниковых газов взаимная зависимость России, Украины и ЕС будет также расти.

Более тесная экономическая интеграция между расширенным ЕС, Украиной, Россией и другими государствами - членами СНГ делает особенно актуальным вопрос о политической воле к реальному взаимодействию всех вовлеченных в процесс сторон, а также о дальнейшей либерализации торговли и продвижении сотрудничества в различных областях, таких, как промышленность, транспортная инфраструктура и научные исследования. Лидером в этом процессе должен выступать ЕС как более опытная сторона. И в среднесрочной перспективе перед нами должна стоять именно такая цель -создание общего экономического пространства, а не создание двух конкурирующих и взаимоисключающих экономических и/или таможенных союзов.

В России ощутимо растёт потребность в модернизации многих отраслей хозяйства, в новейшем оборудовании, в повышении квалификации рабочих и инженерных кадров. Обширны инвестиционные рынки и в бывших советских республиках. При должной организации и координации усилий в рамках общего евроазиатского пространства страны ЕС могли бы удовлетворять целый ряд соответствующих потребностей такого рода, и это дало бы существенный рост промышленного спроса в странах Евросоюза, помогая им преодолеть кризисный спад в производстве и в то же время содействуя структурной перестройке экономик России, Украины и других стран СНГ.

Россия хорошо и издавна известна своим обширным потенциалом научных идей и кадров. Большие резервы кроются и в научном потенциале украинских ученых. Объединенные с техническими возможностями Евросоюза, они способны обеспечить мощный подъём конкурентоспособности товаров и услуг, производимых на общем пространстве ЕС - СНГ и в то же время стать амортизатором мировых экономических кризисов в будущем. Исходя из изложенного, было бы весьма желательно разработать и принять совместную трехстороннюю программу «Партнерство для модернизации».

Проблема изменения климата открывает возможность для передачи европейского ноу-хау (передовые технологии сжигания мусора и утилизации отходов) большим евразийским странам, активно загрязняющим окружающую среду (России, Украине, Казахстану). Глобальным лидером в этом процессе мог бы стать четырехсторонний проект Climate Change Compact.

Превращение постсоветского пространства в зону конфликтов контрпродуктивно и опасно и для России, и для ЕС, и для остальных государств этого региона. Россия, Украина и ЕС должны разработать скоординированную политику соседства и партнерства, признающую бесперспективность «конкуренции интеграции» в отношении к странам СНГ, где Россия пытается активно привлечь к себе своих крупнейших партнеров по соглашению о ЕЭП «четырех» (Беларусь, Казахстан, Россия и Украина), а ЕС (даже в рамках Восточного партнерства) не предлагает при этом указанным странам никаких внятных перспектив более глубокого включения в базовые институты ЕС. Практическая реализация Соглашения о создании Единого экономического пространства должно стать стратегическим жизненно важным проектом не только для его непосредственных участников, но и для ЕС и неучаствующих государств СНГ. Эти (и многие другие) вопросы должны решаться в рамках нового режима договоренностей между Россией, Украиной и ЕС относительно формирования общего экономического пространства, объединяющего в себе все существующие на сегодняшний день региональные инициативы.

2.2. Внешняя безопасность: В данный момент спорные вопросы (грузино-осетинский и грузино-абхазский конфликты, Косово, размещение средств ПРО в Польше и Чешской Республике) являются слишком сложными для их быстрого успешного разрешения. Эксперты из России и стран-членов ЕС вместе с тем полагают, что в качестве первого шага необходимо рассмотреть такие меры по созданию взаимного доверия, как совместные миротворческие операции в третьих странах.

В качестве примера возможного решения проблем со сложной взаимозависимостью экономики, безопасности и других направлений можно упомянуть совместные усилия, направленные на разрешения кризисной ситуации с водными ресурсами и гидроэлектроэнергией в Средней Азии, что привело бы к снижению конфликтного потенциала в этом регионе. Объединение в рамках этих проектов российского ноухау и финансирования через ЕС/Всемирный банк могло бы укрепить взаимное доверие сторон.

В движении России и ЕС навстречу друг другу особая роль по праву принадлежит Украине. Она должна быть не яблоком раздора, а местом встречи, поисков взаимопонимания, отработки моделей сотрудничества. Базовые принципы внешней политики Украины, сформулированные в процессе становления украинской государственности, - внеблоковый статус, равноправное сотрудничество со всеми государствами, европейская перспектива, - заложили надёжную основу для успешного осуществления этой исторической миссии. В этом благородном деле Украина вправе рассчитывать на понимание и поддержку и на западе, и на востоке европейского континента. В частности, в этом русле Украине могли бы быть безотлагательно предоставлены дополнительные многосторонние, перекрестные гарантии её безопасности, впервые зафиксированные при отказе Украны от статуса ядерной державы.

В качестве серьезной меры по укреплению взаимного доверия можно было бы рассматривать включение России в Восточное партнерство ЕС, которое без активного участия России вряд ли сможет достичь успеха и породит лишь новые линии раздела внутри европейского континента.

2.3. Внутренняя безопасность: Рекомендуется пошаговый подход с постепенным расширением категорий граждан, получающих безвизовый въезд в страны ЕС, а также, как показывает опыт Украины, более полное соблюдение принципа взаимности в вопросах режима пересечения границ.
Необходимо в качестве цели поставить вопрос о едином гражданском пространстве, в частности о смягчении визового режима для представителей гражданского общества.

2.4. Культура: Россия, как и Украина, является частью европейского культурного наследия. Вместе с тем культурно обусловленные преференции и приоритеты затрудняют взаимопонимание. Обоюдное приятие и признание культурного, экономического и политического многообразия является единственным способом улучшить общую коммуникативную среду. Общекультурное пространство не должно сводиться только лишь к обмену произведениями искусства, но должно подчеркивать всю важность многообразия как истинной и фундаментальной европейской идеи.

Можно стараться пережить нынешний глобальный финансово-экономический кризис самостоятельно, но это обойдется любой стране слишком дорого: действуя вместе, можно выйти из него со значительно меньшими потерями и с более обещающими перспективами.

Газета ру

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»