ОЛЕГ АФОНИН: НЕ БОЖЬИ ТВАРИ...

К оглавлению

Есть в Верховной Раде удивительный Комитет - по культуре и духовности. Удивительный он не потому, что само его существование отвергает духовность современного украинского общества (даже мысль о том, что духовность можно регламентировать, по сути своей бездуховна), а потому, что входящие в него народные депутаты не имеют никакого отношения ни к культуре, ни к духовности. Конечно, мне могут возразить: "Как это не имеют отношения к культуре?", но я постараюсь объяснить свое утверждение. Всех членов этого Комитета перечислять не буду, назову лишь самых активных и "затятых" - Володымыр Яворивськый, Ярослав Кендзьор и Павло Мовчан. Вот такая тройка. Давайте посмотрим на каждого из них отдельно и, по возможности, непредвзято. Ну, про Яворивського сказано и написано немало. Поэтому только несколько штрихов к его портрету, чтобы освежить читательскую память.
НЕ БОЖЬИ ТВАРИ…

ОЛЕГ АФОНИН: НЕ БОЖЬИ ТВАРИ.....

Ветхозаветный царь Соломон, которому Бог даровал непревзойденную мудрость, в своей книге Екклесиаст, что значит Проповедник, сказал: "Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Еккл. 1:3). А потом еще раз повторил эту мысль: "Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, - и Бог воззовет прошедшее" (Еккл. 3:15). Эти Богодухновенные слова исчерпывающе объясняют и человеческую психологию, и саму историю человечества. Приведенные мысли мы знаем в более простой и общепонятной форме: "Все новое - это хорошо забытое старое". И действительно, людям зачастую кажется, что в области экономики, социологии, философии, культуры они первооткрыватели, первопроходцы и изобретатели. А на самом деле они лишь повторяют то, что уже было. Особенно это проявляется в возникновении "новых" сект, религиозных течений и целых культов. На поверку же они оказываются всего лишь возрождением ересей, осужденных еще в I веке по Рождеству Христову.

Вот и в той истории, которая привела меня к наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископу Павлу, нет ничего нового. Но это "ничего нового" несет такую же опасность для Вселенского Православия, как и толпы разъяренных римских солдат, убивавших первых христиан, не щадя при этом ни стариков, ни женщин, ни детей.

Иногда в редакцию приходят письма, в которых читатели упрекают меня за "многословность", за "слишком большие статьи", за "излишнюю детализацию". Но как быть, если вопросы, затронутые в статье, архиважны, и ответить на них в "ста строках" невозможно? Чем жертвовать: доходчивостью и анализом или легковесностью и легкочитаемостью? Я делаю выбор в пользу максимального раскрытия темы и возможностью представить людям ситуацию или проблему в их максимальной полноте.

Вот и сейчас, прежде чем перейти к существу вопроса, который мы обсуждали с владыкой Павлом, необходимо рассказать предысторию происходящего, показать его логическое развитие, дать портреты людей, участвующих в событиях. То есть, по сути, мне предстоит написать пьесу, прочитав которую, читатель сможет выстроить для себя зримую картину тех беззаконий, которые творятся в нашем государстве. Государстве, активно рекламируемом как наследник боевой и духовной славы православных казаков-запорожцев. Государстве, с территории которого Православие распространилось на все славянские страны. Государстве, без которого немыслима история цивилизации и равновесие на геополитической карте мира.

Акт 1

Есть в Верховной Раде удивительный Комитет - по культуре и духовности. Удивительный он не потому, что само его существование отвергает духовность современного украинского общества (даже мысль о том, что духовность можно регламентировать, по сути своей бездуховна), а потому, что входящие в него народные депутаты не имеют никакого отношения ни к культуре, ни к духовности. Конечно, мне могут возразить: "Как это не имеют отношения к культуре?", но я постараюсь объяснить свое утверждение.

В главных ролях

Всех членов этого Комитета перечислять не буду, назову лишь самых активных и "затятых" - Володымыр Яворивськый, Ярослав Кендзьор и Павло Мовчан. Вот такая тройка. Давайте посмотрим на каждого из них отдельно и, по возможности, непредвзято. Ну, про Яворивського сказано и написано немало. Поэтому только несколько штрихов к его портрету, чтобы освежить читательскую память.

Писатель-коммунист, воспевавший "мирный атом" Чернобыля, проклинавший бандеровцев и ратовавший за сохранение Советского Союза, в одночасье кардинально поменявший свои принципы и убеждения. Теперь он проклинает Советский Союз, клеймит советскую власть, построившую Чернобыльскую АЭС, и восхищается бандеровцами. Бывший советский интернационалист, ставший ярым русофобом и национал-фашистом. Человек, регулярно меняющий свои политические взгляды на проходное место в Верховную Раду. И вот этот человек - двурушный, лицемерный и беспринципный - является председателем парламентского Комитета по духовности!

Но, может быть, я "переборщил", сказав, что Яворивськый не имеет отношения к культуре? Вроде писатель, как-никак! Но тогда назовите мне хоть одно его произведение, появившееся за последние 10 лет. Даже в расцвете своих творческих сил он считался слабеньким, да что там, никудышным писателем, а сейчас - и подавно. Не зря Васыль Стус, поднятый современными украинскими националистами на флаг отечественного диссидентства, свободомыслия и патриотизма, говорил: "В украинской литературе абсолютно нечего читать. Сейчас культ бездарных Яворивских, их время, их час". Так что, можете судить сами, имеет отношение Яворивськый к культуре или нет!

Следующий "титан духа" - его заместитель Ярослав Кендзьор. Говорить об этом "деятеле" все равно как ворошить кучу прошлогоднего перезревшего мусора - только буро-коричневая слизь и тяжелый смрад гниющей органики. Все мы знаем, что творят националисты и фашисты Львова и Львовской области по осквернению памяти советских воинов, погибших в Великой Отечественной войне, и прославлению "подвигов" нацистов из дивизии СС "Галичина", батальонов "Нахтигаль" и "Роланд", бандеровцев и вояков ОУН-УПА, как захватывают православные храмы, избивают прихожан и даже священников. Все это происходит при попустительстве, а зачастую и при непосредственном участии львовских руховцев, главой Львовской областной организации которых до недавнего времени являлся Ярослав Кендзьор, чуть ли не за каждым словом и действием которого угадывается "парубок" с топором, чуется затхлый запах "схрона" и могильный холод.

Впрочем, хватит эпитетов, приведу конкретный случай. Когда в Верховной Раде прошлого созыва Кендзьора назначили главой подкомитета по религии, этот "фахівець" и "віруюча людина" не смог по памяти прочитать даже молитву "Отче наш…". Тогда над этим смеялись не только журналисты и депутаты, но, по-моему, и его соратники по политическому лагерю. И что? Теперь этот "борец за чистоту украинского православия и национальную церковь" стал одним из руководителей Комитета по культуре и духовности. Вы не чувствуете в этом некоей парадоксальности?

И третий "служитель муз" - бывший коммунист, бывший поэт, бывший советский человек Павло Мовчан. Теперь он ярый антикоммунист, возглавляющий одну из самых русофобских, антисоветских и пронацистских организаций - "Просвіту", немало сделавшую для появления в Украине музея "советской оккупации", уничтожения русской культуры и насаждения извращенной истории Украины, украинского народа и вообще славянской цивилизации. Причем все это круто замешано на ненависти к каноническому Православию и густо сдобрено любовью к католицизму, униатству и расколу. А в последнее время этот "певец коммунизма" стал вести на телевидении… оккультные передачи. При этом он является членом псевдоправославной организации "За помісну Украіну" (именно так, через и с точкой, написано слово "Україна" на официальном сайте "верующих патриотов"), возглавляемой президентским братом Петром Ющенко. Скажите, о какой духовности этого "бывшего" может идти речь? Какое вообще он имеет отношение к Православию, и какое он имеет моральное право рассматривать вопросы Православной Церкви?

Вот эти три "атланта" (плюс еще несколько БЮТовцев и НУНСовцев, входящих в состав Комитета) и поддерживают ветхий балкон украинской культуры и духовности, на который здравомыслящему человеку и ступить-то страшно.

Реплика в сторону

И Яворивськый, и Мовчан, и еще несколько человек с малоизвестными фамилиями, входящие в состав Комитета - члены фракции БЮТ в Верховной Раде. Интернет-сайт "Главред", отличающийся крайней дерзостью в адрес священноначалия Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и неприятием канонического Православия вообще, на 50 процентов принадлежит Игорю Коломойскому, то ли симпатизирующему, то ли сотрудничающему, то ли финансирующему Юлию Тимошенко. Газета "Зеркало недели", публикующая на своих страницах кощунственные и богохульные материалы, несколько последних лет занимает явно протимошенковскую позицию.

Сама премьерка была неоднократно замечена на так называемых богослужениях, проходящих в раскольнических храмах. Ее дочь венчалась с англиканином по вероисповеданию в Выдубецком монастыре, опять же, захваченном раскольниками. Протестанты утверждают, что Тимошенко видели на собраниях харизматической секты "Посольство Божие", возглавляемой нигерийцем Сандеем Аделаджа. Однако во время своего последнего визита в Москву Юлия Тимошенко встречалась с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и безоговорочно согласилась с его словами о том, что Украина должна быть опорой православной цивилизации. Так стоит ли удивляться лицемерию и двуликости клевретов, если сама "атаманша" развила в себе эти качества практически до совершенства?

Роль без слов

Есть в нашей пьесе абсурда еще одно действующее лицо, которое на афишах обычно обозначается "роль без слов". Максимум, на который актер может рассчитывать, это фразы "Чего изволите?" и "Кушать подано". Именно эти лакейские слова читаются во всем поведении директора историко-культурного заповедника "Киево-Печерская Лавра" Сергея Кролевца. Я спрашивал знакомых архитекторов, искусствоведов и культурологов, чем примечателен ученый Кролевец. И всегда слышал лишь одно определение: "Он разрушил Лавру". Причем все мои собеседники сходились еще на одной мысли - без монастыря, без лаврских насельников, без трудов монастырской братии, без усилий наместника монастыря архиепископа Павла жемчужина Вселенского Православия могла окончить свое существование еще десятилетие назад.

Когда анализирую увиденное, услышанное и прочитанное за все время существования возрожденного монастыря, напрашивается один-единственный вывод: главная задача Кролевца - не дать возродиться оплоту славянского Православия. Поскольку свою задачу он худо-бедно выполняет, власти смотрят сквозь пальцы на его финансовые и административные прегрешения (конкретнее об этом во втором акте нашей пьесы), полную управленческую и научную несостоятельность. Конечно, не стоит демонизировать этого человека и приписывать только ему все успехи в борьбе с монастырем, но им сделано очень много для того, чтобы не только осложнить и без того непростую монастырскую жизнь, но и подорвать авторитет канонической Украинской Православной Церкви. Тут и лживые интервью, и саботаж, и откровенное пренебрежение законом, и перекладывание ответственности за разрушение лаврских строений на плечи монахов. И при всем при этом Кролевец остается "ролью" без слов, ведь без высоких покровителей он никто и ничто.

Цензурный комитет

В этой роли выступают, конечно же, легион украинских журналистов, "представители православной общественности" и "истинно верующие". Главная их задача - не пропустить "на сцену" правдивые сведения о жизни Киево-Печерской Лавры, замолчать слово канонического Православия, обращенное к людям, и растиражировать идею раскола, ведущую к духовной смерти и адовой пропасти. При этом "цензоры" пользуются всеми возможными способами - от обычной клеветы, подлогов, искажения и перевирания фактов до самых последних, самых "прогрессивных" методов манипуляции сознанием.

Например, рухнуло трухлявое дерево на монастырском кладбище - "московские монахи рушат могилы наших предков", а восстановили лаврские трудники все надгробия, поправили оградки и благоустроили территорию - тишина, как будто ничего и не произошло. Разрушилась ветхая арка, построенная 50 лет назад - "архиепископ Павел разрушает Лавру", а возвели новый въезд с мозаичными иконами и позолоченными рипидами - тишина, будто воды в рот набрали. Дает Кролевец интервью по поводу того, что монастырь, якобы, что-то "отнимает у заповедника" - толпы журналистов, десятки телекамер, политики, политологи, аналитики внимают каждому слову "науковця". А собирает архиепископ Павел пресс-конференцию по поводу того, что в лаврском хозяйстве умышленно заразили коров туберкулезом - ни души. Восстановили монахи Аннозачатьевскую церковь - словом никто не обмолвился, восстановили собор Всех преподобных - безмолвие как в безвоздушном пространстве.

Более того, когда совсем недавно на территории заповедника обрушился кусок стены высотой 2 и длиной почти 12 метров, "объективные и беспристрастные" журналисты тут же не преминули расписать в своих изданиях и на телеканалах о "бесхозяйственности и вандализме". И ни словом не обмолвились о том, что монастырь к этому обрушению не имеет ни малейшего отношения - вся вина лежит исключительно на руководстве заповедника, то есть на Сергее Кролевце. Но вот общественное мнение уже подготовлено, и опять по Киеву ползут слухи и сплетни: "Вы слышали, московская церковь продолжает разрушать нашу украинскую Лавру".

Это неправедными трудами "цензоров" от раскола каноническую Украинскую Православную Церковь стали называть Московской, а иногда вообще русской; это их стараниями нецерковные люди укрепились в мысли, что Украинская Православная Церковь якобы перечисляет деньги в Москву; это их злые языки и продажные перья распространяют сплетни, хулу и клевету на епископат, священничество и монашество канонической церкви, причисляя всех верных УПЦ к "запроданцам" и "пятой колонне". Это не в малой мере именно они повинны в том, что в Украине уже больше пятнадцати лет не могут уврачевать кровоточащую рану раскола. Именно они - политики, политологи, философы и журналисты (в основной массе своей неправославные) разделяют нашу страну на правильных и неправильных, на "титульную нацию" и национальные меньшинства, на Восток и Запад, на быдло и панов.

Вот один из последних "социологических опросов" на тему "Кому должна принадлежать Киево-Печерская Лавра?". Практически все высказавшиеся придерживаются мнения, что Лавра должна быть или населена монахами УПЦ Киевского патриархата (нет нужды повторять, что эту религиозную организацию не признает ни одна Православная Церковь мира), или превращена исключительно в музей, принадлежащий государству. Вначале я удивился отсутствию хоть одного ответа, хотя бы приблизительно аргументированного - одни эмоции. Но когда еще раз посмотрел имена и фамилии отвечавших, все понял - ни одного православного: униаты, протестанты, раскольники, католики, атеисты… Ни одного православного! И эти люди, почему-то, берут на себя смелость решать судьбу старейшего славянского монастыря! Интересно, что бы сказали или сделали мусульмане, если бы "неверные" стали отбирать у них мечеть? А вот православных, оказывается, можно не бояться, православных можно унижать, православных можно бить и гнать из православных храмов, как это наблюдается уже в течение последних 17 лет в "независимой" Украине.

А над всем этим стоит украинский президент, издающий указы о возвращении храмов и соборов в ведение государства и объявляющий мораторий на передачу верующим культовых сооружений (жизнь показывает, что это касается только православных). А над президентом нашим стоят Евросоюз и ЮНЕСКО, различные "культурные" фонды и грантодатели, отказывающие православным в праве иметь свои церкви и ставящие одним из условий своей "благосклонности" запрет на проведение в храмах богослужений. Не храмы им нужны, не церкви, не соборы… Их интересует только "чистая" архитектура, история, искусство… Им нужны камни, а Бог им не нужен. Они хотят и у нас вынуть из сердца Христа и вселить туда такую "культуру и духовность", как они это понимают.

Вместо рецензии

Возвращаясь к мысли мудрейшего царя Соломона "Все было!", приведу пространную, но, поверьте, заслуживающую того цитату одного из ярчайших русских философов начала ХХ века Василия Розанова. Он сказал это во время бурной кампании либералов и демократов, которые в годы Первой мировой войны подняли плач по поводу гибели Реймского собора. Просто замените в этом отрывке "Реймский собор" на "Киево-Печерскую Лавру" и вы поймете, насколько был прав автор Екклесиаста.

"Реймский собор взволновал весь мир. И хочется сказать взволнованным: "О чем вы плачете? Что погиб памятник искусства?" Ведь об этом все крики, все вопли. Никто не плачет решительно, что погиб народный дом молитвы. Вспомнили все, что Реймский собор упоминается в "Жанне д'Арк" Шиллера, и не вспомнили, что всего только вчера в нем молились горожане, крестьяне, военные, - вообще, верующие. Все оплакивали музей, и решительно никто не плакал о религии. И вот мне кажется, что гораздо раньше прусских ядер его разрушило общее, вовсе не прусское только, но вообще европейское отношение к религии, к молитве, к Богу. Бог отнимает у нас то, от чего мы сами отказались.

Ах, Европа, Европа, ах дорогая Европа: если бы ты переменила дыхание с этою ужасною войною и оплакала многое в себе, о чем давно не плачешь, но что поистине достойно слез! Дорогие европейские братья: вы должны плакать о каждой хижине-церкви, если она разрушается, о деревянных церквах стоимостью в две тысячи рублей, - и тогда, только тогда у вас не будут разрушаться и Реймские соборы! Если нет религии, зачем храмы! Но есть ли религия-то? Разве не тысячи усилий положены писателишками всех рангов и философами всех степеней, чтобы "раскрыть глаза этим мещанишкам и верующим баранам на их глупость и невежество"? Да вся литература уложена на разрушение Реймского собора!

Господи, неужели никто не видит, что под "разрушением Реймского собора" стоят тысячи одобрительных подписей, стоят такие авторитеты, что страшно выговорить. Европа, пора задуматься! Страшен не вандал, у которого молот в руках, страшен хитрец, у которого подленькая мысль в мозгу, плоская мысль низкой душонки, в которую не умещается понимание ничего благородного, ничего возвышенного, ничего небесного. Она хихикает, эта мыслишка (в убожестве не понимая, что она всего только мысль мыши), видя толпу людей, которая встала на молитву. "Зачем? К чему? Ведь небеса пусты, а сердце всего только мускул с красною жидкостию". Так нам пели с Запада. Наши дурачки подхватывали".

Во истину, все было!

Акт 2

К наместнику Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры архиепископу Павлу я пришел, чтобы поговорить о ситуации вокруг передачи разрушающегося храма Спаса на Берестове монастырю. Тем более что буквально за неделю до этого в заповеднике состоялось выездное заседание Комитета Верховной Рады по культуре и духовности, посвященное этой теме. Оказалось, что для решения столь важного для Православной Церкви вопроса священноначалие Лавры… не пригласили.

Вкратце напомню историю и диспозицию. Реставрацию этого древнего храма было решено провести еще в 2001 году. Одновременно с этим подразумевалось возобновление богослужений по воскресным дням и великим праздникам, тем более что Государственный научно-технологический центр "Консервация и реставрация", проводивший работы, ничего не имел против этого. На восстановление Спаса на Берестове было выделено $400 тысяч из городского бюджета, и еще $200 тысяч было получено по гранту Института архитектурной консервации (США). Кстати, вот вам подтверждение моих слов, сказанных выше: одним из условий выделения средств грантодатель выдвинул запрет на проведение в отреставрированном храме богослужений, еще раз доказав свою любовь к творению рук человеческих и ненависть к Богу.

Нужно напомнить, что именно в храме Спаса на Берестове находится усыпальница князя Юрия Долгорукого. И когда в 2003 году в Украине была московская делегация, мэр Москвы Юрий Лужков захотел поклониться основателю своего города и столицы своей страны. После долгих поисков, когда ключи были найдены и храм открыт (знающие люди утверждают - чуть ли не впервые за прошедшие два года), выяснилось, что к реставрации… даже не приступали. Об этом тоже много говорилось в те годы, задавался вопрос, куда потрачены деньги (отвечали - "на изучение атмосферной среды"), почему не проведены даже подготовительные работы, но никто за это не был ни привлечен к ответственности, ни уволен с работы. А Сергей Кролевец, как ни в чем не бывало, не только остался при должности, но и продолжал раздавать интервью, полные клеветы на монастырское священноначалие. При этом протесты, обращения и заявления представителей Украинской Православной Церкви и самого Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, не только были оставлены без ответа, но и вообще вряд ли услышаны.

К счастью, голос Церкви долетел до слуха Киевского горсовета, депутаты которого решили передать храм монастырю, справедливо рассудив, что Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра способна "организовать комплексную реставрацию церкви для ее воссоздания как памятника национального значения". …И тут же забили источники клеветы, и покатились волны ненависти, и обрушились водопады проверок, преследований, притеснений… Но все это лишь вода, утекающая в безбрежный океан монашеского терпения, мудрости и любви… Океан, посреди которого нерушимой глыбой возвышается Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра.

"Кто имеет уши слышать, да слышит!"

Зрителями и слушателями этой пьесы абсурда оказались миллионы верных канонической Украинской Православной Церкви. Вернее, даже не зрителями, а заложниками всего происходящего. Бесправными, зависимыми от прихотей захватчика заложниками, вынужденными смотреть, как варвар хозяйничает в их уютно выстроенном доме, как разрушает святыни, созданные руками десятков и сотен прошлых поколений, как несет зло, агрессию и ненависть в веками устаивавшийся мир любви, добра и милосердия. Бог еще попускает зрителям терпеть эту псевдодуховную вакханалию, но Всеведающий знает, что терпение почтенной публики почти на исходе. Именно об этом наши читатели и просили меня поговорить с владыкой Павлом, узнать из первых уст, как живет Лавра, и спросить, как долго еще народу Украины взирать на агонизирующие телодвижения беснующейся власти.

- Владыка, читатели "Киевского вестника" интересуются, что творится сейчас в Лавре? И в их вопросах чувствуется не праздное любопытство, а настоящая боль и тревога за нашу святыню, за символ Киевской Руси, за то духовное начало, которое объединяет три братских народа, и откуда берет исток вся славянская культура, нравственность, духовность.

- Благодарю за вновь предоставленную возможность побеседовать с читателями вашей газеты - и с православными, и неправославными. Ответить на ваш вопрос довольно-таки просто - в Лавре ничего не творится, в Лавре все спокойно. Лавра живет своей жизнью, в начале месяца готовились к встрече мощей святителя Спиридона Тримифунтского, сейчас готовимся к приезду Патриарха Кирилла. Одним словом, живем обычной жизнью - трудимся, реставрируем, молимся, просим у Бога милости и милосердия ко всей многострадальной Украине.

А вот вокруг Лавры, действительно, есть много "доброжелателей", которым все равно, как она существует, существует ли вообще или исчезнет с лица земли. Для них главное - остаться у кормила власти, удовлетворить свои политические амбиции. И для достижения своих сиюминутных целей они готовы разрушить все, на чем веками зиждилась жизнь народа. Я уже устал от распространяемых ими сплетен, клеветы, ненависти ко всему, что дорого мне и как человеку, и как православному. Они, эти… (мне трудно назвать их людьми, поэтому просто поставьте многоточие) приходят сюда, в нашу вечную обитель, как хозяева, так, как будто бы Лавра возводилась и существует только для того, чтобы им было где потешить свое самолюбие, свою гордыню.

В Верховной Раде есть Комитет, который возглавляет Яворивськый. Туда входят Кендзьор, Мовчан, Богословская и некоторые другие, Господи, помилуй их души. Вот я прочитал Кендзьора письмо, в котором он пишет, что на территории Лавры существует Московская церковь. И невдомек этому "борцу за духовность", что в Украине есть только каноническая Украинская Православная Церковь, которая находится в молитвенном общении с Московским Патриархатом. Никаких русских, московских и других православных церквей у нас нет. А разделение одно - церковь бывает каноническая и неканоническая.

Вот и выходит, что те, которые были коммунистами, те, которые кричали "Навіки разом!", те, которые клятвенно заверяли, что без Москвы и России они жить не могут (как это говорил Гудыма и иже с ним), сегодня выступают против всего московского, против всего русского. Они считают, что с Константинополем могут быть отношения, с католиками могут быть отношения, с раскольниками могут быть отношения, но только не с каноническим Московским Патриархатом.

У меня есть письмо, в котором сказано, что на деньги Украины финансируются и реставрируются храмы Московской церкви. Скажите, с каких пор Киево-Печерская Лавра стала Московской? Дорогие читатели, еще и еще раз напоминаю, что Киево-Печерская Лавра, все здания, которые находятся в ведении Киево-Печерской Лавры, принадлежат Украине. И в то же время они принадлежат всему Православию. Они построены нашими предками для того, чтобы возносить хвалу Богу, а не нынешними националистами, сделавшими монастырь заложником своих политических игрищ.

Безбожника Яворивського помню еще по выборам, когда он говорил и писал на иконках, что я, якобы, благословлял их. Хочу, чтобы все знали - я никогда в жизни не поддерживал националистов, и, наверное, имел бы самый тяжелый грех, если бы ратовал за них. И то, что Яворивськый со своим Комитетом пытается сейчас помешать развитию Лавры - это самый настоящий политический и финансовый заказ. Потому что им хорошо иметь свой ресторан здесь, им хорошо иметь свой бизнес здесь, им хорошо прикрываться авторитетом и славой святых преподобных Печерских. Директор заповедника Кролевец и все его сотрудники ничего не делали и делать не будут. Они ничего не реставрировали и реставрировать не будут. В Министерстве сказали, что в музее работает 150 научных сотрудников. Так пусть покажут хоть одну свою работу. Ни одной работы нет, хотя они должны сдавать минимум 5-7 в год.

Слово к режиссерам

"Еще раз обращаюсь к Юлии Владимировне, - продолжил Владыка, - потому что к президенту обращаться нет смысла, там главный заправила его брат, Петр Андреевич: "Не позорьтесь с этими яворивськымы, мовчанами и иже с ними, вкупе с Кролевцом. Ибо будут выборы, и они еще и еще раз скомпрометируют вас, вашу партию, и все то, что называется БЮТ. Я говорил главе Верховной Рады В.М. Литвину: "Приостановите это сумасшедшее движение, так называемый Комитет по культуре. Ведь у них хорошее отношение только к католикам и униатам, им они готовы все отдать. Так на кого они работают - на Папу или служат Украине? Все эти яворивськи, кендзьоры и иже с ними, выступают всячески против канонической церкви, так о какой духовности может идти речь?" На что Владимир Михайлович мне ответил: "Владико, не звертайте на це уваги". Я-то и не обращаю внимания, но приходит конец терпению православных людей, оно же ведь не безгранично".

В 1984 году, когда я поступал в семинарию, эти люди кричали, что я позор для Волыни, на которой родился. Теперь те же самые безбожники, которые никогда не были в Церкви и никогда не будут в Церкви, орут, что они защищают украинскую национальную церковь. Эти сатанисты приходят в Лавру, беснуются, обзывают и поносят насельников монастыря, оскорбляют священноначалие. Им не Церковь нужна, им нужно просто колотить для того, чтобы впоследствии опять стать депутатами. Это их корыто, и от него их не оторвешь. Но что они сделали для народа, в поддержку народа? Что они сделали для Церкви, за которую ратуют на словах, а на деле разоряют и разрушают? А что для государства ими сделано? Они не сделали абсолютно ничего, они работают только на уничтожение этой несчастной страны. И это видно во всем.

Если сегодня они выступают против реставрации корпусов, то какие они национальные патриоты? "Пусть лучше развалится храм, чем отдадим его верующим" - вот девиз Кролевца и всего этого сборища. А я защищаю и буду защищать все то, во что я верю. Буду защищать до самой своей смерти. И даже когда меня не станет на этом белом свете, тоже буду защищать. Если бы я не был священником, то сказал бы, что мой призрак будет являться им по ночам, душить и терзать так, что будут бояться и спать лечь. Извините за такую мистику, но уже больше невозможно вытерпеть этой насмешки над обителью.

Подсадные

Архиепископ Павел развивает тему дальше:

- Когда казначей Лавры отец Варсонофий после выездного заседания Комитета в Киево-Печерской Лавре предложил им пойти в Феодосиевский монастырь, захваченный раскольниками, то они отказались. Потому, что знают - там нет ни одного монаха, там все передано в аренду. Покойный Юрий Федорович Кравченко, бывший министр внутренних дел, когда я сказал, что на Пушкинскую (там находится резиденция митрополита, ныне захваченная раскольником Денисенко (Филаретом). - Авт.) регулярно носят огромные деньги - плату за аренды, сказал: "Владыка, туда нельзя вам лезть". Видите, все всё знают, но молчат! А почему? Боятся? Кого? Или сами замешаны в дележке? Почему же националисты молчат, что монастырь используется только для наживы? Почему молчит Министерство культуры, когда в Выдубецком монастыре раскольники прямо в храме устроили ресторан? Когда же мы попросили Яворивського, чтобы он пошел и посмотрел, он сказал, что у него нет времени. Да при этом еще и клевещут: "Это ресторан владыки Павла". Вот до чего дошло! Да что говорить, ведь они и так прокляты - общаясь с Филаретом, они творят беззаконие.

Дальше. Говорят о храме Спаса на Бересту. Он передан нам Киевсоветом, за что я благодарю тех депу татов, которые проголосовали за это решение, дай, Господь, им силы и здоровья. Мы там еще ни разу не были, а уже появились статьи, в которых пишут, что мы там все облили бетоном и тому подобную чушь. Повторяю: мы там еще ни разу не были! Вот вам время сатаны. Это апокалипсическое время настало. За 20 лет так называемой независимости они разрушили все то, что не смогли разрушить за 80 лет Советской власти. И при этом они знают, что если храм Спаса на Бересту будет принадлежать Лавре, то мы отреставрируем его так, как отреставрировали Аннозачатиевскую церковь, храм Всех преподобных, другие лаврские строения. И не просто отреставрируем, а вернем его верующим, вернем его Богу. Но этого они, видимо, больше всего боятся - отдать Богу Богово. Вот если отдать кесарю - кесарево, то они сломя голову бегут, чтобы выслужиться.

Но сколько же можно обливать грязью тружеников? Так что, Юлия Владимировна, еще раз обращаюсь к вам: "Разберитесь со своими тунеядцами, поставьте их на место, потому что мы будем однозначно голосовать против вас, потому что вы говорите одно, а делаете другое. Вот, говорили, что в вашей политической силе будут представлены только честные люди, а насобирали в эту партию всякую тварь. Тварь, вообще-то, - это хорошее слово, тварь - это творение Божье. Но глядя на членов вашей партии, поневоле задумываешься: "А Божье ли они творение?".

Реплика в сторону

Многие люди думают, что придя в монастырь, человек сразу же, в мгновенье ока становится святым. Это одно из самых распространенных заблуждений, которое больше всего несет вред самому так думающему. На самом деле очистить душу - труд, намного более тяжелый, чем самая тяжелая физическая работа. Причем осуществляться он должен беспрерывно!

Поэтому монахи - это такие же грешные люди, как и те, кто в церковь вообще не ходит, со своими привязанностями, своими слабостями, своими страстями. Но вот только грехи свои они видят во стократ отчетливее, а переживают за них - тысячекратно!

За все время нашего общения с владыкой Павлом я впервые видел его таким расстроенным, таким взволнованным, таким резким в оценках и суждениях. Да, видно, очень сильно наболело…

Вопрос из зала

- Владыка, мне часто звонят и пишут люди, которые всю жизнь были коммунистами и которые всю жизнь воспитывались в духе атеизма. Они говорят: "Спасибо вам большое за то, что печатаете беседы с Владыкой Павлом". Многие люди даже стали ходить в Церковь, стали думать о своей жизни после смерти. Но они задают вопрос: "Почему Церковь не предает анафеме всех тех, кто разрушает ее, кто не дает ей жить и развиваться?".

- А какой смысл предавать анафеме того, кто уже и так находится под анафемой? Принимая на себя благословение раскольника Денисенко, они принимают на себя и его анафему. Более того, эту анафему принимают и те, кто помогает им разрушать каноническую церковь - Украинскую Православную Церковь. Вот вам несколько примеров. Министр Василий Куйбида, хоть и не принадлежит к нашей церкви (это его право, его выбор), хорошо знает историю, поэтому поддержал некоторые наши инициативы по реставрации Лавры. И тут же на него ополчился этот самый Кендзьор, вылил на него ушаты грязи и клеветы.

В Лавре уже трижды работало КРУ, требовали все документы по факту проведенных работ. А в музее - тишь да гладь. И хотя у них доход в 3-4 раза больше, чем у нас, они не могут даже стенку побелить. Если с нашей стороны хоть кирпичик вывалится, тут же начинается скулеж, - вот монахи такие-сякие. А когда мы показываем их обвалы - говорят: "У нас нет денег". Вот то "демонкратическое" (именно так, "демоНкратическое". - Авт.) общество, которое работало и работает против Церкви. Зачем им еще и анафему провозглашать? И так все видят, кто прославлен, а кто проклят.

Ремарка

- Что хочу сказать о ветеранах, которые вам пишут. Я безмерно уважаю этих людей, прошедших самую страшную войну в истории человечества и победивших фашизм. Но они должны, в конце концов, опять сплотиться воедино, и, как 65 лет назад, дать отпор нынешнему беззаконию. Я очень устаю от всего этого: от безделья других, от лжи, от клеветы, от ненависти. Иногда подступает такое отчаяние, что думаю: "Зачем мне все это?" Но все эти мысли, все уныние отступает, когда смотрю на подвижника благочестия ХХ-XXI веков Митрополита Владимира, который ежечасно, ежеминутно, ежесекундно находится в работе, в труде, в молитве… И становится просто стыдно за свою временную слабость, когда вижу, что человеку как-никак уже за семьдесят, а он постоянно трудится.

Несколько слов о режиссерской работе

- А вот на бездельников, сидящих в Верховной Раде, уже смотреть тошно. Только иногда слышишь здравую мысль, видишь осмысленный взгляд. А так все одно и то же - ложь, переливание из пустого в порожнее, нападки на нашу историю, на Церковь, на славянский мир. Да сколько же можно врать избирателям?! Пускай благодарят Бога наши парламентарии, что такой благочестивый, многострадальный народ Украины, что еще не "поднял на вилы" этих "брехунов". Они должны не покладая рук работать для людей, которые кормят их в такое тяжелое время. Но, посмотрите, сколько законов принято для народа? Кризис? А что сделано, например, для поддержки нашего сельского хозяйства? То, что везут из-за границы мясо, это что, поддержка "вітчизняного виробника"? Зачем же вы свое собственное хозяйство уничтожаете? Дайте людям возможность трудиться на этих полях, а не отбирайте у них землю.

Нет, они привозят собачьи отходы по 30 копеек за килограмм, а здесь они идут как мясо высокого качества. Не знаю, что будет со мной после этих слов, если вы их опубликуете, но молчать уже просто нет сил. Церковь у нас отделена от государства, и если бы речь шла только о светском, я, может быть, и промолчал бы. Но подобные действия направлены уже против здоровья и жизни людей, поэтому не сказать не могу!

Я устал терпеть обман, хулу и клевету, распространяемые вокруг Лавры. Мне 50 лет, а я иду с протянутой рукой. А потом появляются задающие вопрос, куда я эти деньги деваю. Куда нужно, туда и деваю, ведь не для себя прошу, для обители, для Бога. Я очень хорошо знаю цену труду: мои мама с отцом в колхозе работали, и мы, дети, уже с 5-6 лет трудились. А сегодня меня и монастырскую братию обзывают тунеядцами. Так пускай придут эти грамотеи и недельку поживут в Лавре по всем монастырским уставам, послушание несут. Пускай посмотрят, на какой машине езжу, что кушаю. Пускай покушают с нами и поработают с нами. Ибо они ничего не делают, а все имеют. Украину превратили в большой базар. Это больно, это стыдно, это страшно. Националисты кричат, что я москаль. И забыли уже, если вообще знали, что москалями украинцы называли солдат царской армии. Москаль - это защитник Веры и Отечества. Москаль - это воин, а я - воин Христовый. И еще я люблю свою Родину. В свое время я мог уехать за границу, но не захотел покинуть Украину. И я никогда не буду работать против Украины как те, кто сейчас орет о "моїй нації", о "патріотизмі" и "національній свідомості". Орать-то - орут, а на деле - предают Украину, продаются с потрохами тому, кто заплатит больше.

Хэппи-энд под занавес

- Владыка, Вы нарисовали такую мрачную картину, что поневоле начинаешь думать: "Что же ждет нас дальше?" Но не хотелось бы заканчивать наш разговор на такой апокалипсической ноте. Скажите что-нибудь оптимистическое, жизнеутверждающее.

- Для православных людей во все времена самым жизнеутверждающим, самым главным, самым светлым было то, что Христос воскрес! Поэтому надежда на воскресшего Христа и жизнь вечную - самый наилучший аспект временного земного пребывания человека. И чтоб достичь этого, надо всего лишь(!) честно трудиться и православно верить.

Христос воскресе! - Воистину воскресе!

Автор: Олег АФОНИН http://kyiv-vestnik.com.ua/public_s763.html

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»