ПРАВОВАЯ ОСНОВА БЕЗОПАСНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К оглавлению
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Безопасная трудовая деятельность обеспечивается проведением комплекса организационных и технических мероприятий, которые регламентированы международными и национальными нормативно-правовыми документами. Основополагающие документы – это конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), которым должно соответствовать национальное законодательство, нормы и правила поведения, установленные или санкционированные государством в принудительном порядке.
Знание работниками своих основных прав и обязанностей в рамках трудовой деятельности поможет совершенствовать взаимоотношения с работодателем и внутри коллектива, более осознанно подходить к решению спорных вопросов и предупредить, в конечном счете, несчастные случае на производстве.
Конвенция международной организации труда
Это международный договор на уровне правительств государств по вопросам трудовых отношений (включая охрану труда), предусматривающий соблюдение общепризнанных, согласованных правил. Конвенция (франц. convention < лат. conventio – договор, соглашение) принимается на проходящей ежегодно Международной конференции труда, которая является высшим органом МОТ.
В Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой МОТ в 1998 г., заявлено, что все государства-члены МОТ имеют обязательство, вытекающее из единственного факта их членства в Организации, — соблюдать, укреплять, реализовывать в духе доброй воли и в соответствии с Уставом основополагающие принципы в сфере труда:
• свободу ассоциации и реальное признание права на ведение коллективных переговоров;
• упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; реальное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в сфере труда и занятости.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры разных стран в соответствии с конституциями являются составной частью их правовой системы. Если международным договором установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.
МОТ приняты свыше 180 конвенций и около 190 рекомендации. Они охватывают практически все аспекты трудового права и права в области социального обеспечения. 50 конвенций были ратифицированы СССР, из них 43 продолжают действовать в РФ. Украиной по состоянию на 2007 г. ратифицировано 62 Конвенции МОТ. К числу наиболее важных, принятых Генеральной конференцией МОТ, по вопросам ОТ относятся конвенции (К):
• 1932 г. (№29) о принудительном или обязательном труде;
• 1947 г. (№ 81) об инспекции труда в промышленности и торговле и Протокол 1995 г. к К. 1947 г. об инспекции труда;
• 1950 г. (№ 87) о свободе объединений и защите права объединяться в профсоюзы;
• 1948 г. (№ 90) о ночном труде подростков в промышленности;
• 1951 г. (№ 98) о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров;
• 1953 г. (№ 100) о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности;
• 1952 г. (№ 103) об охране материнства;
• 1959 г. (№ 105) об упразднении принудительного труда;
• 1960 г. (№ 111) о дискриминации в области труда и занятий;
• 1960 г. (№ 115) о защите трудящихся от ионизирующей радиации;
• 1966 г. (№ 122) о политике в области занятости;
• 1976 г. (№ 138) о минимальном возрасте для приема на работу;
• 1977 г. (№ 148) о защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;
• 1978 г. (№ 150) о регулировании вопросов труда;
• 1981 г. (№ 155) о безопасности и гигиене труда и производственной среде;
• 1983 г. (№ 159) о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов;
• 1986 г. (№ 162) об охране труда при использовании асбеста;
• 1991 г. (№ 167) о безопасности и гигиене труда в строительстве;
• 1999 г. (№ 182) о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда;
• 2006 г. (№ 187) об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.
Нормы права
Это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права.
В зависимости от отраслей права различают: административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые Н. п., нормы трудового, экологического, международного, конституционного, хозяйственного и других отраслей права. По времени действия Н. п. подразделяются на:
• постоянные – действуют до их официальной отмены;
• временные – действуют только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие.
По содержанию Н. п. подразделяются на:
• бланкетные — такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил;
• делегированные — изданные каким-либо органом исполнительной власти или организацией за рамками их компетенции по поручению (управомочению) вышестоящего (компетентного) государственного органа;
• диспозитивные – предоставляющие субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. В отсутствие такой договоренности вступает в действие второе предписание, содержащееся в них. Примером диспозитивной Н. п. служит предписание трудового права, которое устанавливает, что при переводе работников на другую работу, когда это связано с переездом их в другую местность, им и членам их семей выплачиваются стоимость проезда, расходы на перевозку имущества, суточные и т. д. При отказе работников от перевода на работу в другую местность указанные суммы не выплачиваются;
• законодательные – непосредственно содержащиеся в законах;
• запрещающие – указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них. Так, в соответствии с нормами гражданского права не допускаются односторонний отказ от исполнения обязательства, а в соответствии с нормами трудового права — одностороннее изменение условий договора;
• императивные (категорические) — содержащие властные предписания, отступления от которых не допускаются. Примером может служить норма трудового права, указывающая на недопустимость замены отпуска денежной компенсацией;
• общие – распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства;
• обязывающие – предписывающие лицам совершать определенные положительные действия;
• отсылочные – непосредственно указывающие на другие нормы права как на условие своего действия;
• охранительные – регулирующие общественные отношения, связанные с юридической ответственностью применением мер государственного принуждения. Они еще называются нормами процессуального права;
• подзаконные – содержащиеся в нормативных правовых актах, изданных во исполнение законов;
• регулятивные – предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений. Примером регулятивных норм может служить раздел конституции государства, закрепляющий права и обязанности граждан;
• специальные – действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.);
• уполномочивающие – предоставляющие лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия.
Трудовое законодательство
Это законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (в т. ч. в сфере охраны труда) в соответствии с конституциями государств и законами осуществляется:
• трудовым законодательством (включая законодательство об ОТ), состоящим из трудовых кодексов, иных законов, содержащих нормы трудового права;
• иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
• указами президентов;
• постановлениями правительств и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти;
• нормативными правовыми актами субъектов государства;
• нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, содержащими нормы трудового права.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, должны соответствовать трудовому кодексу государства.
Трудовое законодательство относится к совместному ведению государством и его субъектами, т. е. трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются как актами государственного уровня, так и актами субъектов государства.
Трудового законодательство содержит важные положения, связанные с иерархией законов и иных нормативных правовых актов, включая законы и иные нормативные правовые акты субъектов государства, которые не должны противоречить основному закону, иным законам, указам Президентов, нормативным правовым актам органов исполнительной власти. При этом за трудовым кодексом в системе актов, регулирующих трудовые отношения, закреплено значение основополагающего документа.
Установлено также разграничение полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти его субъектов в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Если закон или иной нормативный правовой акт субъекта государства, содержащий нормы трудового права, противоречит основному закону или иным законам либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный трудовым кодексом или иными законами, применяется положения основного закона.
Основные задачи трудового законодательства:
• создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства;
• правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений: по организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя;
• профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
• участие работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
• материальная ответственность работодателей и работников в сфере труда;
• надзор и контроль (в т. ч. профсоюзный) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об ОТ) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров;
• обязательное специальное страхование в случаях, предусмотренных законодательством.
Глобальная международная программа по безопасности, охране труда и окружающей среды
Это программа «За безопасный труд» (Safe Work), разработанная Международной организацией труда (МОТ) и направленная на повышение уровня безопасности труда и культуры труда во всем мире (далее — Программа). Состоит из 5 основных элементов: гигиена труда и окружающей среды, безопасность труда, содействие здоровью трудящихся и здоровым условиям труда, развитие инспекции труда и деятельность Международного информационного центра по безопасности и гигиене труда (CIS).

МОТ решает 4 основные задачи:
• разработка политики и программы профилактики для защиты трудящихся в опасных профессиях и отраслях;
• распространение эффективной ОТ на уязвимые категории трудящихся, обычно не охватываемые традиционными защитными мерами;
• ведение работы с правительствами государств-членов МОТ, организациями предпринимателей и трудящихся по решению проблем, связанных с условиями жизни и труда, охраной здоровья трудящихся;
• стремление к осознанию представителями политических и властных структур социально-экономического значения улучшения ОТ, качества отчетности в данной области.
Стратегия. Для решения каждой задачи разработана своя стратегия. Общее – это разъяснительная работа, создание информационной базы, укрепление потенциала партнеров, поддержка программ прямого действия. Программа направлена на то, чтобы во всем мире осознали масштабы и последствия несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и чтобы вопросы охраны и гигиены труда были поставлены в международную повестку дня.
В рамках Программы должны проводить фундаментальные исследования, собирать статистические данные, вести работу со средствами массовой информации, доказывая, что ОТ дает существенные выгоды, в т. ч. повышение производительности и качества труда, экономию средств и др.
Важная часть Программы – глобальная программа технического сотрудничества. В первую очередь необходимо обеспечить безопасность в отраслях, где особенно велик риск для жизни и здоровья, – таких, как сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и строительство, а также профессиональным категориям, которые подвержены эксплуатации и злоупотреблениям – это женщины, дети и мигранты.
Результаты. Основными результатами выполнения Программы приняты:
• доклад об условиях жизни трудящихся в мире, о производственных рисках, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, о проводимой политике и имеющемся опыте, о направлениях будущей деятельности;
• фильм по охране и гигиене труда;
• новые нормы по охране и гигиене труда;
• техническая помощь государствам-членам МОТ во введении новых норм;
• согласованные системы маркировки химических веществ;
• сертификаты безопасности;
• методика извещения об опасности;
• принципы защиты от радиации;
• классификация рентгеноснимков больных пневмокониозом;
• системы оперативного реагирования, особенно в отношении химической безопасности и охраны здоровья, в т. ч. за счет облегчения доступа к информационным сетям и ускорения информационного обмена;
• программы и пособия по ОТ, предназначенные для обучения владельцев малых и средних предприятий;
• повышение эффективности и масштабов деятельности систем трудовой инспекции;
• банк данных по политике, программам и положительному опыту организаций;
• методика обучения и анализа;
• программы, направленные на решение проблем трудящихся, включая стресс, употребление наркотиков и алкоголя;
• международная программа технического сотрудничества, а также национальные и отраслевые программы по охране и гигиене труда и окружающей среде.
Государственная политика в области охраны труда
Это одно из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества.
Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определена в основном законе стран – конституциях. Направления государственной политики в области охраны труда обозначены в соответствующих статьях трудового законодательства.
Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности — один из главных общечеловеческих принципов, соответствующий:
• Всеобщей декларации прав человека;
• Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;
• декларациям и конвенциям Международной организации труда;
• международным обязательствам государств, принятым в рамках ОБСЕ (СБСЕ);
• Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека;
• Конституции.
Закрепление этого принципа выдвигает на 1-е место в ряду обязанностей работодателей и других организаторов производства обязанность обеспечивать нормальные и безопасные условия труда его участникам. Правовым регулированием ОТ является принятие законов и иных нормативных правовых актов государства, законов и иных нормативных правовых актов субъектов государства об ОТ.
В основном законе закреплен метод решения задач в области ОТ путем разработки и реализации целевых (государственных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и охраны труда. Эти программы позволяют координировать работу субъектов государства и его органов исполнительной власти, что способствует повышению эффективности государственной политики в области ОТ.
Осуществляя управление ОТ, органы государственной власти устанавливают правила, процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственный надзор и контроль за соблюдением нормативных требований ОТ строятся на принципах, соответствующих положениям ратифицированных конвенций МОТ.
Государство содействует общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников. Такой контроль могут проводить профессиональные союзы. Основные права профсоюзов, в т. ч. право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, закреплены также в законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы имеют право контролировать состояние ОТ в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, образовывать собственные инспекции труда.
Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения этих негативных явлений, является частью государственной политики в области ОТ. Принципы и порядок их расследования, оформления, учета установлены законом, а также в утвержденных Положениях об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
Государство обязано защищать интересы работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется законами государств «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
За тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда гарантируется:
• повышенная оплата;
• льготное пенсионное обеспечение, осуществляемое в соответствии с действующим пенсионным законодательством на основании Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение;
• сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска;
• бесплатная выдача (по установленным нормам) молока или др. равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания.
Государство участвует в финансировании мероприятий по охране труда. На реализацию целевых программ выделяются средства из бюджета или из Фонда социального страхования.
Организация государственной статистической отчетности об УТ, производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях осуществляется госкомстатами и органами государственной статистики в субъектах государства на основе единых форм и принципов государственного статистического наблюдения.
Примером может служить наиболее совершенная Российская информационная система охраны труда (РИСОТ). Эта система была создана при реализации Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998— 2001 гг. Доступ к ней осуществляется через Интернет. Резидентами РИСОТ в субъектах РФ являются, как правило, базовые центры ОТ. РИСОТ содержит действующие законодательные и иные нормативные правовые акты по ОТ, в т. ч. государственные стандарты, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, документы межотраслевого и отраслевого характера и др. База данных РИСОТ постоянно пополняется. В Украине подобная система пока отсутствует.
Международное сотрудничество в области охраны труда происходит в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой является большинство государств, а также на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений.
Государство должно проводить эффективную налоговую политику, стимулирующую создание безопасных УТ, разработку и внедрение безопасных технических устройств и технологий, производство СКЗ и СИЗ. Работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных УТ и ОТ, предусмотренных законодательством, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными УТ.
Реализация основных направлений государственной политики в области ОТ обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти и ее субъектов, а также органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов на основе общепризнанных принципов социального партнерства.
Государственная социальная политика
Это деятельность органов государственной власти и управления по регуляции социально-экономических отношений, гармонизации всех сфер общества, достижению баланса интересов основных социальных групп, обеспечению стабильности и гражданского согласия.
Основные задачи государственной социальной политики:
• улучшение материального положения и условий жизни граждан;
• обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
• гарантия конституционных прав граждан — на труд, социальную защиту, образование, охрану здоровья, обеспечение жильем и др.;
• переориентация на семью, предоставление прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям, молодежи;
• нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности;
• развитие социальной инфраструктуры.
Для решения этих задач требуется:
• проводить политику занятости так, чтобы не допустить массовой безработицы и не препятствовать высвобождению рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики;
• восстанавливать роль доходов от трудовой деятельности как основного источника доходов населения и важнейшего стимула развития производства, повышения трудовой активности работников;
• добиваться справедливого распределения доходов на основе совершенствования системы индивидуального налогообложения доходов и собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными доходами и снижения налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения, введения эффективного контроля за реальными доходами, в т. ч. путем проверки соответствия размеров декларируемых налогоплательщиками доходов фактически произведенным ими расходам;
• стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования социально значимых программ, направленных на улучшение жилищных условий и медицинского обслуживания, получение образования;
• усиливать адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;
• повышать роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, др. социальных и профессиональных рисков;
• обеспечивать стабильное финансирование социальной сферы, социальных программ.
Охрана здоровья работников
Это сохранение и укрепление физического и психического здоровья, поддержания долголетней активной жизни работающих граждан страны; совокупность мер политического, экономического, правового, социального и медицинского характера. Решение комплексных проблем охраны здоровья работников возложено на государство и общество в целом, медицинские аспекты входят в компетенцию системы здравоохранения. Медицинские учреждения осуществляют лечебно-профилактическую помощь работающим на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Муниципальный уровень: учреждения первичного звена здравоохранения (врачи общей практики, врачи-терапевты, участковые, специалисты).
Функции:
• профессиональная ориентация работников с учетом индивидуальных и групповых/рисков развития профзаболеваний;
• контроль за состоянием здоровья работников и допуск к профессиональной деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни и здоровья;
• проведение экономически и клинически эффективных профилактических, оздоровительных, лечебных и реабилитационных мероприятий;
• разработка и научное обоснование порядка осуществления экспертизы связи заболевания с профессией и необходимых нормативных и правовых актов;
• осуществление системных мер медико-социальной реабилитации больных и инвалидов.
Региональный уровень: центрыпрофпатологии (врачи-профпатологи).
Функции:
• организация и контроль за деятельностью медицинских учреждений и специалистов общей лечебной сети по медицинскому обеспечению работников, оказание им методической и практической помощи;
• организация взаимодействия с органами и подразделениями Минтруда, Фонда социального страхования, хозяйствующими субъектами и др. организациями по усилению медико-социальной защиты работников;
• проведение углубленных медицинских осмотров тех, кто работает в течение длительного времени во вредных и опасных условиях труда;
• проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией;
• участие в проведении лечения, медицинской реабилитации больных и инвалидов по профзаболеванию.
Государственный уровень: Центр профпатологии Минздрава, клиники профпатологии АМН и профильных НИИ Минздрава.
Функции:
• организационное и научно-методическое сопровождение деятельности системы медицинского обеспечения работающих и пострадавших;
• развитие службы профпатологии;
• консультирование специалистов и пострадавших в сложных диагностических и экспертных вопросах;
• проведение экспертизы связи заболевания с профессией в сложных и конфликтных ситуациях;
• участие в разработке и реализации государственной и отраслевой политики медико-социального обеспечения работающих и пострадавших.
Охрана и гигиена труда в странах мира
Международная организация труда – ведущее учреждение ООН в сфере защиты прав трудящихся, в борьбе за охрану и гигиену труда. В результате несчастных случаев и болезней, вызванных производственными факторами, каждый год на планете погибает до 2 млн мужчин и женщин.
Смертность. Ни в одной стране мира не регистрируются все заболевания, вызванные производственными факторами. Регистрируются несчастные случаи на производстве, хотя и с этим положение – неудовлетворительное. Показатели смертности устанавливаются на основе имеющихся данных об известных действующих производственных факторах, вызывающих профессиональные заболевания, особенно в промышленно развитых странах.
В развивающихся странах подобные исследования не проводились или проводились лишь в ограниченных масштабах. Однако можно предположить, что соотношение между воздействием вредных факторов и заболеваемостью в этих странах такое же, как и в промышленно развитых странах. Реакции человека на вредные факторы во всем мире одинаковы. Большая часть трудовых процессов также носит универсальный характер. В сельском хозяйстве, горнодобывающей и обрабатывающей промышленности, при строительстве дорог и зданий, на транспорте, в секторе общественного и частного обслуживания во всем мире используются одни и те же методы.
Смертность от производственных факторов в странах мира

Определены и существенные различия.
В развивающихся странах многие производственные процессы более трудоемкие, чем в промышленно развитых странах; климатические условия более неблагоприятные, особенно в тропиках (однако для них характерны открытые производственные площади, полное или частичное отсутствие стен и лучшая естественная вентиляция производственных помещений); уровень знаний и степень осознания опасностей (следовательно, уровень профилактики) значительно ниже; применяются менее сложные машины; стали шире применяться химические вещества (асбест, пестициды и др.) при отсутствии необходимого контроля; распространены инфекционные заболевания.
Индустриализация ведет к быстрому росту числа несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Позже положение меняется к лучшему в результате проведения политики, направленной на охрану труда. Несчастные случаи на производстве считаются 3-й основной причиной смертности в связи с трудовой деятельностью. Часто они происходят с молодыми и неопытными работниками. В мире каждый год погибает около 12 тыс. работающих детей. Несчастные случаи на производстве являются следствием устранимых факторов. Это подтверждается фактом постоянного сокращения их числа в промышленно развитых странах. Все несчастные случаи можно предотвратить с помощью известных мер. Заболевания сердечно-сосудистой системы и раковые заболевания вследствие трудовой деятельности обычно проявляются в конце трудовой жизни или после ухода на пенсию.
Стресс является причиной многих несчастных случаев и болезней. Он может быть также связан с употреблением алкоголя и наркотиков, с насилием на производстве. Признано, что и курение является важным отрицательным фактором на производстве. Вдыхание табачного дыма в окружающей производственной среде (пассивное курение на работе) вызывает 2,8 % всех случаев заболевания раком легких. Считается, что на пассивное курение приходится 1,1 % всех случаев смерти от хронических легочных заболеваний, 4,5 % – от астмы, 3,4 % – от ишемической болезни сердца и 9,4 % – от инсульта. В сумме это составляет около 14 % всех случаев смерти по причине заболеваний в связи с трудовой деятельностью.
Несчастные случаи на производстве.
Основные действующие устранимые факторы:
• отсутствие на предприятии или в компании плана мероприятий и системы управления в сфере охраны и гигиены труда;
• низкий уровень культуры труда;
• недостаток информации об опасностях;
• отсутствие или низкая эффективность правительственной политики, юридической, контрольной и консультативной систем, трехстороннего сотрудничества;
• отсутствие системы компенсаций;
• отсутствие или слабое развитие служб охраны здоровья трудящихся;
Бедные страны (и компании) заявляют, что не могут себе позволить затрат на мероприятия по безопасности и гигиене труда. Исследования, проведенные Институтом управления в Лозанне (IMD), показывают, что самые конкурентоспособные страны одновременно и самые безопасные. Ориентация на стратегию выживания, основанную на низком уровне безопасности, доходов и охраны здоровья, не может вести к высокой конкурентоспособности или экономической стабильности.
В Австралии была предпринята попытка определить ценность для акционеров предприятий эффективной системы управления безопасностью и гигиеной труда. Выяснилось, что компании, которые имели функционирующую систему управления безопасностью и гигиеной труда, значительно лучше котировались на фондовой бирже страны на протяжении 8 лет, чем другие компании.
Решение проблем. Для решения проблем, связанных с охраной труда, МОТ разработала Глобальную программу по безопасности и гигиене труда и окружающей среде «За безопасный труд» (Safe Work).
Соглашение
Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом), территориальном уровнях в пределах их компетенции.
В соглашении могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
• оплата труда;
• условия и охрана труда;
• режимы труда и отдыха;
• развитие социального партнерства;
• иные вопросы, определенные сторонами.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.
Региональное соглашения устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта государства. Территориальное – устанавливает общие УТ, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования. Учитываются специфические природно-климатические и другие условия на той или иной территории.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
В ряде государств из законодательных актов изъят термин «тарифное соглашение», вместо которого введен термин «иные соглашения». Иные соглашения — те, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Частными случаями иных соглашения являются тарифное и по ОТ.
Соглашение по ОТ может заключаться на любом уровне социального партнерства. На государственном уровне оно заключается соответствующими общегосударственными профессиональными союзами (или их объединениями) с общегосударственными объединениями работодателей; на региональном (территориальном) уровне — территориальными организациями соответствующих общегосударственных профсоюзов (или их территориальными объединениями) с территориальными организациями общегосударственных объединений работодателей; на уровне конкретной организации – первичной профсоюзной организацией (или единым представительным органом работников организации) с конкретным работодателем.
В соглашение по ОТ могут быть включены взаимные обязательства сторон по любым вопросам, связанным с ОТ, в т. ч.:
• обеспечение нормативных УТ на рабочих местах;
• установление конкретных норм обеспечения работников СКЗ и СИЗ;
• перечень и очередность необходимых мероприятий по улучшению УТ на рабочих местах; установление повышенных размеров заработной платы работникам,
• занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда; установление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными УТ, неустранимыми при
• современном техническом уровне производства и организации труда; дополнительные гарантии работникам, занятым на рабочих местах
• с особыми УТ; др. вопросы, связанные с ОТ.
Стороны соглашения свободны в определении его содержания и структуры. Однако меньшее по сравнению с коллективным договором количество позиций нормального характера не означает, что соглашение не имеет юридической силы. Все позиции соглашения должны приниматься сторонами исключительно добровольно, с учетом основных принципов социального партнерства и являться финансово обеспеченными. В соглашении не должны включаться условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством и с другими соглашениями более высокого уровня.
Как и при заключении коллективных договоров, заключению соглашение предшествует формирование соответствующей комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей и ведение коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения определяются комиссией. Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами либо со дня, установленного в соглашении. В нем же стороны определяют срок действия соглашения и порядок контроля его выполнения. При этом срок действия соглашения не может превышать трех лет, на это же время он может быть продлен.
Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, должен выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением. Работодатель, желающий поступить в объединение работодателей, также должен представлять себе, что он не только получает возможность решить свои конкретные задачи через подобное объединение, но и принимает на себя обязанность выполнять нормы, предусмотренные соглашением, заключенным данным объединением работодателей.
Заключение соглашений и его регистрация, а также внесение изменений и дополнений в соглашения регулируются общими правилами. Регистрация коллективных договоров и соглашений дает материал для анализа и обобщения практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
Контроль выполнения коллективного договора и соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Лица, виновные в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора и соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены законодательством.
Трудовые отношения
Это правовые отношения, основанные на трудовом договоре между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем УТ, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Содержание трудовых отношений корреспондируется с правами и обязанностями сторон трудового договора, т. е. работника и работодателя. Обязанности работника как стороны трудового соглашения (выполнение за плату трудовой функции и подчинение внутреннему трудовому распорядку организации) позволяют в спорных случаях отграничить его от смежных с ними гражданско-правовых отношений в сфере труда.
В отличие от гражданско-правовых отношений, допускающих возможность представительства, т. е. возможность одного лица совершать сделки от имени др. лица, трудовое соглашение всегда носят личный характер. Трудовую функцию работника не может выполнять никто иной. Но она выполняется в условиях коллективного труда и вливается в этот труд как его составная часть. В гражданско-правовых отношениях работник не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка; он выполняет определенную работу, за которую по завершении получает вознаграждение. Его труд не является составной частью кооперированного труда организации, для которой он выполняет работу.
Трудовые отношения возникают не только по волеизъявлению сторон, но и на основании юридических фактов, их порождающих. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, рудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:
• избрания (выборов) на должность;
• избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными законом органами в счет
• установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Законодательство государств формулирует и закрепляет основные права и обязанности сторон рудового соглашения — работника и работодателя, которые они реализуют после заключения трудового договора. Эти права и обязанности отражают конституционные требования (право на труд, отдых) и требования норм законодательства (о страховании от несчастных случаев, о профсоюзах, о мировых судьях и др.). Трудовые отношения между работодателем и работником регулируются не только упомянутыми законодательными нормами, но и локальными нормативными актами, обязательными для исполнения сторонами, т. к. они создаются в результате социального партнерства.
Трудовой договор
Это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие у данного работодателя правила внутреннего трудового распорядка. Сторонами Т. д. являются работодатель и работник.
Как соглашение между работодателем и работником Т. д. устанавливает их взаимные права и обязанности, является основанием для возникновения между ними трудовых отношений. Прекращение трудового договора влечет за собой прекращение трудовых отношений и увольнение работника. Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной договором. Трудовая функция рассматривается как работа по определенной специальности, квалификации или должности.
Трудовой договор следует отличать от гражданско-правового договора, который является соглашением двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (заём, купля-продажа, подряд и др.).
Правовые нормы трудового договора регулируют систему трудовых отношений между работником и работодателем с момента его заключения, определяют формы, условия его заключения и прекращения, а также содержание трудового договора, права и гарантии при его заключении и расторжении.
Письменная форма трудового договора является обязательной. Это позволяет сторонам более точно и конкретно, нежели при устном заключении договора, сформулировать существенные условия, что очень важно для определения правового положения работника. Чтобы исключить неблагоприятные последствия для работника, вызванные нарушением установленного порядка заключения трудового договора предусматрено, что трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (или его представителя), т. е. считается, что работник фактически вступил в трудовые отношения с работодателем независимо от наличия письменного договора. Но при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 дней со дня фактического допущения работника к работе.
Содержание трудового договора
Это сведения или условия, которые должны или могут содержаться в трудовом договоре при его заключении.
В трудовом договоре (ТД) указываются:
• фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица),
заключивших ТД;
• сведения о документах, удостоверяющих личность работника и
работодателя – физического лица;
• идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
• сведения о представителе работодателя, подписавшем ТД, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
• место и дата заключения ТД.
Обязательными для включения в ТД являются следующие условия:
• место работы, а в случае когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
• трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством;
• дата начала работы, а в случае когда заключается срочный ТД, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного ТД;
• условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
• режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
• компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными УТ, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик УТ на рабочем месте;
• условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, др. характер работы);
• условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с законодательством;
• другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если при заключении ТД в него не были включены какие-либо из указанных сведений и (или) условий, то это не является основанием для признания ТД незаключенным или его расторжения. ТД должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст ТД, а недостающие условия определяются приложением к ТД либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью ТД.
В ТД могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
• об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
• об испытании;
• о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
• об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя;
• о видах и об условиях дополнительного страхования работника;
• об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;
• об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По соглашению сторон в ТД могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Невключение в ТД каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Условия ТД изменяются только по соглашению сторон и в письменной форме. В случае заключения срочного ТДв нем указывают срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения такого ТД. При определении существенных условий ТД необходимо их четкое и точное отражение в соответствии с законодательством и документальными данными.
Место р а б о т ы, т. е. название структурного подразделения (цеха, отдела, лаборатории и т. п.), должно быть указано в любом ТД. В тех случаях, когда структурные подразделения находятся на разных территориях, а тем более в разных населенных пунктах, следует указывать их фактический и почтовый адрес. Особое значение имеют название и местонахождение обособленного структурного подразделения (филиала, представительства), которое будет являться местом работы работника на основании ТД.
Дата начала работы, т. е. день, когда работник должен приступить (или приступил) к исполнению трудовых обязанностей. По общему правилу работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного в ТД. Если работник фактически был допущен к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя) до подписания ТД, то в нем должна быть названа фактическая дата начала работы.
В тех случаях, когда работодатель вводит в штатное расписание должности, не предусмотренные в квалификационных справочниках, в ТД должно быть описание трудовой функции работника и наименование должности, т. к. выполнение работ по определенным должностям, специальностям или профессиям может быть связано с предоставлением работнику льгот либо установлением для него ограничений.

При оформлении ТД следует руководствоваться:
Общегосударственным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, в котором профессии рабочих приведены в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС);
Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Для определения трудовой функции рабочего надлежит руководствоваться Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих. Для отдельных категорий служащих профессиональные требования установлены специальными актами. При определении трудовой функции работника нередко (в особенности в организациях — субъектах малого предпринимательства) возникает необходимость совмещения профессий и должностей. В этом случае в наименовании профессии (должности) целесообразно отражать основную и совмещаемую профессии (должности), например, водитель-экспедитор.
Основные права и обязанности работника закреплены в соответствующих статьях трудовых кодексов государств. В индивидуальном ТД их целесообразно конкретизировать применительно к трудовой функции работника. Права и обязанности последнего могут содержаться в должностной инструкции, прилагаемой к ТД.
Особое значение имеет характеристика УТ. При работе в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях следует указывать полагающиеся работнику компенсации и льготы, если таковые предусмотрены непосредственно соглашением сторон договора. В индивидуальном ТД необходимо указывать режим труда и отдыха, если для данного работника он отличается от общих правил, установленных в организации, например:
• сокращенная продолжительность рабочего времени для работника моложе 18 лет;
• дополнительный перерыв для кормления ребенка до полутора лет, предоставляемый работающей женщине;
• условия оплаты труда, в т. ч. размер тарифной ставки (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, т. е. премии, предусмотренные системой оплаты труда, – в ТД может быть сделана отсылка к соответствующим нормативным правовым актам, принятым в централизованном порядке, а также к коллективному договору и положению о премировании, действующим у данного работодателя;
• виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью, если работодатель осуществляет дополнительное (медицинское, пенсионное) страхование работника и в связи с этим производит отчисления в негосударственные страховые фонды – в соответствующих случаях возможна отсылка к конкретным законам и иным нормативным актам.
Трудящиеся-мигранты
Это иностранные граждане, временно пребывающие в государстве и осуществляющие свою трудовую деятельность в установленном порядке. Порядок привлечения иностранной рабочей силы установливается Положениями о привлечении и использовании в иностранной рабочей силы, утверждаемыми Указом Президентов или правительством.
Иностранный гражданин, въехавший в какое-либо государство с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на его территории только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Решение о выдаче разрешений принимается органами МВД обычно в течение 30 дней со дня подачи работодателем документов, предусмотренных в упомянутом Положении. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи указанных документов. Мотивированный отказ в выдаче разрешения направляется работодателю в письменном виде в течение 5 дней после принятия решения об отказе в выдаче разрешения.
Разрешения выдаются, как правило, на срок до 1 года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на 1 год. При продлении срока действия разрешения с работодателя взимается плата в размере, предусмотренном за выдачу разрешения. Разрешение не подлежит передаче др. работодателям. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к др. работодателю.
Подтверждение на право трудовой деятельности иностранным гражданам, нанятым работодателями в пределах численности привлекаемой иностранной рабочей силы, установленной разрешением, выдается бесплатно. За выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения, с работодателей взимается плата в размере, устанавливаемом миграционной службой государства совместно с Минфином и обеспечивающем возмещение затрат, связанных с выдачей подтверждения. Например, приказом МВД России и Минфина России от 28 июня 2002 г. № 612/61н для работодателей установлена (с 2002 г.) плата за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, в размере 580 рублей.
Работодатели за привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Иностранные граждане, въехавшие в страну с целью осуществления профессиональной деятельности и принятые на работу с нарушением указанного Положения, подлежат выдворению из страны органами МВД за счет средств работодателя.
Установленный указанным Положением обязательный порядок выдачи разрешений и подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством:
• официально признаны беженцами; постоянно проживают на территории страны; получили убежище на территории государства;
• подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.
Указанный порядок также не применяется к иностранным гражданам:
• деятелям науки и культуры, работающим на территории государства в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;
• работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории государства;
• религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории государства в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;
• членам экипажей морских и речных судов;
• студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ образовательных учреждений высшего профессионального образования;
• корреспондентам и журналистам, аккредитованным в стране;
• лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и для другие работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Трипартизм
Трипартизм (от лат. tripartitus – состоящий из трех частей) – система трехстороннего представительства (государства, работников и работодателей или их уполномоченных) в процессе регулирования социально-трудовых отношений. Трипартизм является основой социального партнерства. Его основным элементом является трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В субъектах государств трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений создаются и действуют на аналогичных принципах. Законы субъектов, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют образование и деятельность территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. На государственном уровне или на уровне его субъектов могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии для проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых и межотраслевых соглашений, их заключения.
Если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из бюджетов всех уровней, то они могут заключаться лишь при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (как равноправных сторон соглашения).
Комиссии действуют самостоятельно, не подчиняясь комиссиям более высокого уровня.
Энциклопедия МОТ по безопасности и гигиене труда
Первая энциклопедия Международной организации труда под заглавием «Труд и здоровье – (OCCUPATION AND HEALTH) была опубликована в 1930-1934 годах и стала бесценным справочным материалом и единственным международным изданием в данной области. Значительные изменения, произошедшие после второй мировой войны в области техники, условиях и охране труда, привели к необходимости кардинальной переработки всего издания. В 1972-1973 годах появился английский вариант второго издания, а в 1973-1975 годах – французский и испанский варианты. Третье издание, опубликованное в 1983 году, содержало в два раза больше материала, чем предыдущее; все статьи были пересмотрены, часть из них полностью изменена. Популярность энциклопедии была огромной: она была переведена на испанский, французский, русский китайский, венгерский и сербско-хорватский языки и стала самым широко распространенным изданием МОТ.
Дальнейшее развитие науки и техники, глубокие социальные изменения, появление новых знаний в области безопасности и охраны труда привели к необходимости работы над новым изданием энциклопедии, английский вариант которой вышел в свет в 1998 году.
Процесс разработки и комплектации четвертого издания продолжил традицию МОТ, заключающуюся в привлечении широкого круга экспертов из многих стран мира, что признается МОТ как первостепенное условие совершенствования энциклопедии и придание ей международной значимости. В подготовке этого уникального коллективного труда, обобщающего знания, практические меры и передовой мировой опыт в области охраны труда приняли участие свыше 2000 специалистов из 65 стран.
Эти люди не жалели времени и энергии, применили весь свой опыт, знания для написания разделов и глав, рецензирования и редактирования статей. Правительственные, академические, частные организации и компании, крупнейшие национальные объединения работодателей и профсоюзов внесли в той или иной форме свой вклад в осуществление этого международного проекта, выразив тем самым поддержку составлению и выходу в свет четвертого издания энциклопедии.
Содержании энциклопедии МОТ
Первый том содержит четыре раздела. В разделах «Организм» и «Охрана здоровья» представлена информация о функциональных системах человеческого организма, заболеваниях, их выявлении и профилактике, о службах системы здравоохранения и охраны труда и проводимой ими работе.
Раздел «Управление и политика» освещает правовые, этические и социальные аспекты политики в области гигиены и безопасности труда, характеризует существующие образовательные, информационные и организационные ресурсы. Раздел «Методология и практика» предлагает инструменты и подходы к проблемам гигиены и безопасности труда, представляет очерк дисциплин, занимающихся научным исследованием и практическим решением этих проблем.
Второй том, состоящий из четырех разделов, освещен широкий круг химических, физических и социальных опасностей, методы управления безопасностью труда и контроля за травматизмом, применяемые в мире. Кроме того, в разделах «Охрана окружающей среды» и «Несчастные случаи» рассмотрены и обобщены не только методы контроля за загрязнением окружающей среды и профилактики несчастных случаев на производстве, но и, что крайне важно, аспекты национальной политики в области охраны труда и окружающей среды и программы по охране труда.
Третий том, наиболее объемный, содержит девять разделов. Раздел 'Химические материалы» содержит основные данные об использовании в промышленности, а также физических, химических и токсических свойствах более чем 2000 веществ.
В остальных разделах, охвачены отрасли промышленности, сфера услуг и торговля, представлена информация об особенностях трудовой деятельности в различных областях (промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг, конторском труде, индустрии развлечений и др.), о профессиональных рисках и мерах предосторожности.
В четвертом томе энциклопедии содержится обширная справочная информация о классификации профессиональных рисков и профессиях, о формулах химических соединений, широко используемых на производстве, а также предметный и тематический указатели.
Научное редактирование, подготовку и публикацию второго издания «Энциклопедии по безопасности и гигиене труда» на русском языке осуществлял Всероссийский центр охраны труда в соответствии с Соглашением от 27 июня 2000 года между Международной организацией труда и Министерством труда и социального развития Российской федерации, и вся работа была выполнена в сжатые сроки (12 месяцев).
Редакционная коллегия была составлена из ведущих в данной области специалистов широкого профиля и 18 научных редакторов.
К подготовке этого издания привлекались высококвалифицированные специалисты в области безопасности и охраны труда, художники-графики, дизайнеры, редакторы и полиграфисты.
В частности, типографское сопровождение издания выполнил временный творческий коллектив Государственного научного издательства «Большая российская энциклопедия», а полиграфическое исполнение завершило государственное унитарное предприятие «Областная типография «Печатный двор» (г. Ульяновск).
«Энциклопедия по безопасности и гигиене труда» – бесценный справочный материл и единственное международное издание в данной области. Она является авторитетным источником информации по всем аспектам междисциплинарной сферы охраны труда и здоровья.
Это издание включает более 1000 статей, снабженных иллюстрациями и легко воспринимаемыми таблицами, выполненными в привлекательном специально разработанном формате. Энциклопедия окажет действенную помощь в работе специалистам не только в области охраны труда, но и многих других сфер деятельности.
Охрана труда – это хороший бизнес
Знание ведет к безопасности на производстве
МОТ утверждает: «Труд является залогом сокращения бедности. Условия труда должны быть достойными и безопасными».
Цена человеческих страданий не может быть ничем измерена. Утрату матери или отца нельзя оценить в рублях или долларах. Помимо этого, неудовлетворительные условия труда означают финансовые потери для отдельных лиц, компаний и общества. По оценке МОТ, из-за несчастных случаев, чрезвычайных происшествий, производственных потерь и ущерба, наносимого собственности, теряется 4% валового национального продукта. Многие исследователи считают, что безопасность труда содействует повышению качества и производительности, что инвестиции в охрану труда возвращаются в виде роста производства.
Добиться безопасности труда и сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний можно лишь тогда, когда мы знаем, что является опасным и как мы можем устранить риски. Необходимо знание об опасных профессиях, механизмах, методах труда и химических веществах; о безопасных методах выхода из опасных ситуаций, обмен опытом профилактической работы и защиты; о регулировании вопросов охраны труда.
Осуществляя перевод и публикацию самых свежих материалов по охране и гигиене труда, Бюро МОТ в Москве ставит перед собой цель: предоставить русскоязычному сообществу доступ к новейшим разработкам в данной области. Сеть информационных центров по охране и гигиене труда, разбросанных по всей федерации, позволяет распространять эти данные среди российских экспертов.
В России для распространения информации используется как традиционное издание материалов по охране труда, так и высокотехнологичный подход, включающий эффективное использование Интернета, электронных сетей, компакт-дисков и видеоклипов.
В мае 2002 года в России открылся сайт «Интернет-академии по охране труда» (http;/www/safework.ru). Этот интернет-портал объединяет русскоязычные Интернет-ресурсы и Российскую информационную систему по охране труда (РИСОТ), созданную Министерством труда и социального развития РФ.
Россия и соседние страны располагают опытными и квалифицированными кадрами экспертов по охране и гигиене труда, но зачастую на пути обмена информацией встают языковые барьеры. На сегодняшний день на русском языке существует 20 тысяч страниц соответствующей новейшей научной информации по охране и гигиене труда, включающей «Энциклопедию по безопасности и гигиене труда» МОТ, практические руководства и справочники МОТ, международные карты безопасного использования химических веществ и т. д.
Опыт технического сотрудничество МОТ и Республики Беларусь
Вся деятельность Международной организации труда основывается на следующих четырех стратегических целях организации:
Продвижение и реализация норм и фундаментальных принципов и прав на рабочем месте.
Создание лучших возможностей получения достойной работы и дохода для женщин и мужчин.
Расширение границ и эффективности социальной защиты для всех.
Усиление трипартизма и социального диалога.
Программа сотрудничества между МОТ и Беларусью на 1999-2000 годы, подписанная в Минске Директором Бюро МОТ в Москве и представителями правительства и наиболее влиятельных организаций социальных партнеров страны, базировалась на вышеуказанных стратегических целях МОТ. Исходя из интересов страны, к основным приоритетам в данной Программе отнесены: содействие развитию демократии в социально-трудовых отношениях, совершенствование системы социального партнерства в стране, улучшение законодательной базы в социально-трудовой сфере.
Большое внимание уделено также вопросам борьбы с бедностью посредством содействия экономическому развитию страны, что включает в себя обеспечение занятости, развитие предприятий, повышение уровня жизни. Особый блок вопросов включал в себя защиту трудящихся в связи с совершенствованием системы заработной платы, проведением политики безопасности труда на рабочем месте, а также реформированием системы социальной защиты, включая ее пенсионный компонент.
Задача I. Продвижение и реализация норм и фундаментальных принципов и прав на рабочем месте
Беларусь находится в числе лидирующих стран-участниц МОТ по количеству ратифицированных Конвенций. Беларусь ратифицировала все семь основных Конвенций МОТ, составивших специальную Декларацию, принятую Международной конференцией труда в 1998 году. Это Конвенции об упразднении принудительного труда, о недискриминации в трудовой сфере, о свободе объединения социальных партнеров в ассоциации и о проведении коллективных переговоров, о минимальном возрасте приема на работу, об охране труда на предприятиях.
Во время выполнения Программы сотрудничества с помощью экспертов МОТ Республика Беларусь дополнительно к 44 ратифицированным ранее ратифицировала конвенции МОТ № 155 (о безопасности труда и гигиене, 1981 год) и № 182 (о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда, 1999 год). Начата подготовительная работа и по ратификации Конвенции № 167 (о безопасности и гигиене труда в строительстве, 1988 год).
При непосредственной консультационной поддержке МОТ в стране разработан новый Трудовой. Вступивший в силу с 1 января 2000 года новый Трудовой кодекс Республики Беларусь в достаточной мере отражает основные права трудящихся в соответствии с вышеупомянутыми базовыми Конвенциями МОТ.
Вопросы дальнейшего развития трудового законодательства в соответствии с Конвенциями МОТ были обсуждены на национальном трехстороннем семинаре (Минск, 2000), проведенном с участием ведущих экспертов МОТ. Семинар принял соответствующие Рекомендации, определившие ближайшую перспективу развития трудового законодательства в соответствии с Конвенциями МОТ при принятии решений правительством и социальными партнерами.
Задача II. Создание лучших возможностей получения достойной работы и дохода для женщин и мужчин
При финансовой поддержке МОТ выполнено микроисследование реальных условий рынка труда и ситуации с занятостью в Республике Беларусь. Это позволило правительству и социальным партнерам провести в стране ряд мероприятий в соответствии с ратифицированной Конвенцией № 122 (о политике в области занятости, 1964 год).
На семинаре «Экономически неактивные трудовые ресурсы и мотивация труда» (Минск, 1999 год) при участии консультативной миссии Бюро статистики МОТ в числе прочих был рассмотрен важный вопрос улучшения информационных систем рынка труда в Беларуси.
Разрабатывалась также тема социально ответственной реструктуризации предприятий. В частности, для повышения квалификации локальных специалистов по реструктуризации проведен семинар (Минск, 2000), в Туринском образовательном центре МОТ подготовлены два специалиста для проведения социально ответственной реструктуризации предприятий в стране. К настоящему времени при консультативной поддержке МОТ проведена реструктуризация двух белорусских предприятий.
При выполнении Программы сотрудничества уделялось внимание решению в Республике Беларусь гендерных вопросов. В связи с этим при финансовой поддержке МОТ было проведено исследование гендерных проблем в стране и путей их решения. Трехсторонняя делегация Беларуси участвовала в международном семинаре «Гендерный аспект в проектах технического сотрудничества в социально–трудовой сфере» (Санкт-Петербург, 2000). На семинаре рассматривались характерные для Беларуси гендерные проблемы « женская занятость, равенство в доходах, проблема «стеклянного потолка».
Большое значение для смягчения последствий безработицы имели результаты проекта, нацеленные на подготовку и переподготовку незанятого населения с использованием специально разработанного в МОТ принципа модульного обучения.
Проект МОТ (BYE/96/M01/FRG) «Развитие модульных систем обучения в Республике Беларусь» реализуется с февраля 1997 года при финансовой поддержке правительства Германии (в течение первого года реализации) и далее непосредственно МОТ.
Проект призван способствовать социально–экономическому развитию республики путем разработки и внедрения гибкой и эффективной системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для национальной экономики. Получателем проекта являются Министерство труда Республики Беларусь и его структурное подразделение — Комитет по занятости населения.
Сотрудничающей стороной является Министерство образования Республики Беларусь, его региональные органы, подведомственные организации и учебные заведения.
За время реализации на конкурсной основе был подобран и подготовлен национальный персонал и создана инфраструктура проекта с офисом в Минске и региональными центрами в гг. Минске, Мозыре, Витебске и Бресте.
Создана национальная компьютерная информационная сеть проекта. Основой ее является локальная вычислительная сеть в офисе проекта с выходом в Интернет и возможностями удаленного доступа пользователей из региональных центров. На базе локальной вычислительной сети создан и функционирует компьютеризированный комплекс для изготовления и тиражирования модульных программ и материалов, разработана и реализована структура компьютеризированного банка данных.
Около 150 национальных специалистов обучены методике разработки модульных программ и организации на их основе профессионального обучения безработных. Подготовку по концепции модульного обучения МОТ прошли более 30 руководителей и специалистов из отраслей национальной экономики страны.
Более 15 модульных учебных программ (свыше 720 учебных элементов в национальном банке данных проекта) по профессиям, пользующимся устойчивым спросом на рынке труда, находятся на различных стадиях разработки и внедрения в процесс профессионального обучения безработных. Начато экспериментальное внедрение разработанных модульных учебных материалов в процесс профессиональной подготовки безработных и незанятого населения. Развернута также подготовка к широкомасштабному внедрению модульных технологий в профессиональное обучение.
В настоящее время проектом взята ориентация на разработку программ по прикладному искусству и народным промыслам и ремеслам. Примером таких программ являются: «Соломоплетение и инкрустация соломкой», «Макраме», «Низание бисером», «Лозоплетение». Программы по прикладному искусству и народным промыслам и ремеслам имеют большую практическую ценность для самозанятости, в особенности для категорий безработных, не способных на равных конкурировать на рынке труда (инвалиды, женщины, матери-одиночки и др.).
Проект выступил с инициативой по содействию профессиональной подготовке кадров для регионов, пострадавших в результате Чернобыльской аварии. В частности, речь идет о Полесском государственном радиационно-экологическом заповеднике и депрессивных зонах в Гомельской, Брестской и Могилевской областях Беларуси. Начата разработка модульных программ профессионального обучения специалистов лесной охраны и егерской службы заповедника.
Перспективным достижением проекта является создание специалистами Мозырского регионального центра развития модульного обучения программы для профессии «Соломоплетение и инкрустация соломкой» с использованием инструментальной системы MediaTor. На основе этой модульной программы начата разработка обучающей тестирующей мультимедийной программы для безработных с ориентацией на подготовку к самозанятости (включая подготовку через Интернет).
Большой интерес у партнеров проекта вызывает находящаяся в настоящее время в разработке модульная программа по медико–профессиональной реабилитации инвалидов.
Штаб-квартирой МОТ подготовлены предложения по второй фазе проекта. На второй фазе предусматривается переход проекта в режим самофинансирования. В рамках реализации второй фазы проекта планируется дальнейшая разработка модульных программ и учебных материалов и организация на их основе профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации как безработных и незанятого населения, так и специалистов отраслей национальной экономики, в том числе повышения квалификации специалистов Государственной службы занятости. Для этого будет осуществляться подготовка новых разработчиков учебных программ и материалов, организаторов модульного обучения, а также расширение сети региональных и базовых центров по развитию модульной системы обучения; совершенствоваться и развиваться национальная компьютерная сеть и банк данных проекта.
В октябре 2001 года в Харькове (Украина) Московским Бюро МОТ была организована субрегиональная (СНГ) конференция по модульному обучению, на которой был рассмотрен опыт Беларуси в разработке программ подготовки безработных.
Задача III. Расширение границ и эффективности социальной защиты для всех
В обширный перечень вопросов социальной защиты входят безопасность труда на рабочем месте, социальное обеспечение, включая пенсионное, собственно социальная защита (условия труда, политика заработной платы) и ряд других вопросов.
Бюро МОТ в Москве осуществило несколько проектов, направленных на оказание помощи странам в регионе в разработке мер по эффективному устранению опасных или неудовлетворительных условий труда. Главный проект, предпринятый в 1999»2000 годах, это перевод 4–го издания «Энциклопедии МОТ по безопасности и гигиене труда», полный текст которой размещен в Интернете. В русскоязычных странах, включая Беларусь, распространены компакт–диски этого издания. В апреле 2001 года был издан и первый том печатной версии Энциклопедии. Кроме того, в рамках проекта ДАНИДА-МОТ о развитии информационной сети для русскоязычных стран по охране и гигиене труда Бюро МОТ в Москве помогло создать такую сеть, которая в настоящий момент охватывает 67 национальных центров по охране и гигиене труда.
Составлены и размещены в Интернете специальные базы международных карт химической безопасности и международных описаний опасных профессий на русском языке. Бюро МОТ в Москве опубликовало также ряд практических руководств и справочников по охране и гигиене труда в опасных условиях.
В рамках Программы сотрудничества был проведен семинар (Минск, 1999) по безопасности труда и гигиене на малых и средних предприятиях. В ноябре 1999 года в Беларуси основан Республиканский информационный центр по гигиене и безопасности труда на малых и средних предприятиях.
При финансовой поддержке МОТ в Беларуси проведены микроисследования по политике заработной платы, доходов и минимальных социальных гарантий, включая проблему профилактики бедности. Результаты этих исследований и соответствующие рекомендации представлены правительству Беларуси и социальным партнерам.
Проект ПРООН/МОТ «Борьба с бедностью через содействие в развитии самозанятости на основе приносящих доход видов деятельности» выполнялся в течение двух лет и был завершен летом 2000 года. Цель проекта – выработка одного из важнейших инструментов проведения активной политики на рынке труда республики на основе развития самозанятости отдельных категорий людей. В первую очередь это безработные, матери-одиночки, представители иных слоев населения, которые не являются конкурентоспособными на рынке труда. Причем политика на рынке труда разрабатывалась с учетом правовых и других особенностей Республики Беларусь, с использованием технологии МОТ по организации самозанятости.
Реализация проекта проводилась в два этапа: на первом условия для самозанятости создавались в двух пилотных районах — Чаусском и Новогрудском. На втором этапе осуществлялись применение и апробация технологии самозанятости в 15 других районах Беларуси. В двух пилотных районах были отобраны две группы безработных по 6 человек, которые изъявили желание заняться бизнесом по предлагаемой методике. В первую очередь они были обучены основам предпринимательства и разработке бизнес–планов, основам бухгалтерского учета.
Из представленных бизнес-планов были отобраны те, которые подразумевали использование местных ресурсов и местный спрос на тот или иной разрабатываемый товар или поставляемую услугу. Те, кто смогли защитить свои бизнес-планы, получили финансовую поддержку и льготы. Эти предприниматели в свою очередь стали нанимателями, содействуя, таким образом, борьбе с безработицей.
Проект «Поддержка пенсионной реформы в Республике Беларусь», который финансировался ПРООН в Республике Беларусь, был реализован совместно с Бюро Международной организации труда в Москве и Министерством социальной защиты Республики Беларусь. Проект выполнялся с марта 1999 года по март 2001 года. Большое значение в получении положительных результатов в Проекте имело создание на трипартитной основе специального Консультативного совета, на котором рассматривались все принципиальные вопросы выполнения проекта. В связи с этим следует особо отметить роль данного проекта в инициации и поддержании социального диалога между представителями государства, работников и работодателей по вопросам проведения пенсионной реформы.
Консультативный совет, действовавший в рамках проекта, отличался высоким уровнем представительства социальных партнеров. Работа Совета способствовала достижению согласованности и взаимопонимания как на межведомственном уровне, так и с социальными партнерами, что потенциально может облегчить процесс принятия закона и проведение пенсионной реформы.
Вследствие структурных преобразований экономики вопросы уровня пенсионного обеспечения в Беларуси приобрели особую актуальность. Несомненно, нынешний относительно низкий уровень обеспечения 2,5 млн пенсионеров страны обусловлен воздействием, в первую очередь, именно макроэкономических причин. К ним относятся: невысокая оплата труда занятых в экономике; инфляция; уменьшение пропорции плательщиков страховых взносов и пенсионеров; неблагоприятное развитие демографических процессов и т.д. Однако не последнюю роль играют проблемы, связанные с собственно организацией пенсионной системы, что не позволяет преодолеть дисбаланс между экономическими возможностями государства и его социальными обязательствами. Поэтому постепенно на первый план вышли фундаментальные долговременные задачи, а подходы к решению текущих проблем стали рассматриваться как способ создания предпосылок для плавного перехода к обновленной пенсионной системе.
Основные направления развития пенсионной системы закреплены в утвержденной правительством и одобренной Президентом Республики Беларусь «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь» (1997). Без поэтапного «вживления» принципов и подходов, заложенных в Концепции, действующая система уже в ближайшей перспективе столкнется с серьезными финансовыми проблемами, связанными с выполнением обязательств по материальному обеспечению нетрудоспособных в старости, в случае инвалидности или потери кормильца.
Итогом совместной работы международных и национальных экспертов стал проект закона «О государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях» (указанный законопроект был представлен в Правительство в декабре 2001 года). Построение пенсионной системы на страховых принципах позволит индивидуализировать права граждан на пенсионное обеспечение в зависимости от объема участия в финансировании пенсионной системы в период трудовой активности. С другой стороны, такой подход призван побуждать всех участников пенсионной системы (работающее население, а через него и работодателей) своевременно и в полном объеме платить страховые взносы, поддерживая тем самым финансовую устойчивость системы.
Введение страховых подходов неразрывно связано с определением границ действия принципов, основанных на общественной солидарности. В этом случае общество принимает на себя бремя содержания тех престарелых и инвалидов, которые не имели возможности «заработать» свою пенсию самостоятельно.
Опираясь на глубокое знание международной практики и анализ ситуации в Беларуси, МОТ стремился в рамках данного проекта рекомендовать к рассмотрению такие законодательные положения, которые привели бы к оптимальному сочетанию справедливости и солидарности, возможному в данных экономических условиях.
В рамках проекта проводится также работа по актуарному обоснованию выдвигаемых предложений и по подготовке кадров. Актуарная экспертиза, количественные методы управления требуют квалификации, которая является новой для страны.
Задача IV. Усиление трипартизма и социального диалога
Чрезвычайно важным для Республики Беларусь стратегическим направлением во взаимодействии с МОТ является усиление трипартизма и развитие социального диалога в стране. Данное направление включает в себя как вопросы учета интересов организаций нанимателей и трудящихся, так и роли государства как ключевого участника в создании и функционировании эффективных институтов и механизмов социального диалога в стране.
Национальными приоритетами в этой области являются:
• реформирование и совершенствование правовой базы социально-трудовых отношений;
• развитие коллективно-договорных отношений в регулировании социально-трудовых отношений;
• усиление возможностей социальных партнеров в области социального диалога на всех уровнях принятия решений.
По запросу правительства Беларуси и социальных партнеров им были представлены подготовленные экспертами МОТ комментарии по разработанному законопроекту «О социальном партнерстве в Республике Беларусь».
Для представителей правительства и социальных партнеров проведен семинар «Развитие социального партнерства и процедура урегулирования трудовых споров». На данном семинаре с привлечением экспертов МОТ рассмотрен позитивный опыт ведения коллективных переговоров и разрешения трудовых споров на примере Ирландии.
В октябре 2000 года в Минске с визитом находилась представительная делегация, которую возглавлял Исполнительный директор МОТ г-н К. Тапиола.
Миссия МОТ прибыла в Беларусь с целью изучения и анализа ситуации в связи с обращением белорусских профсоюзов в МОТ по ряду вопросов, затруднивших процесс социального диалога в стране. Данные вопросы относятся к выполнению правительством Конвенций МОТ № 87 (о свободе ассоциации и защите права на организацию, 1948) и № 98 (о применении принципов права на объединение в профсоюзы и на ведение коллективных переговоров, 1949).
Во время визита миссия провела широкий круг консультаций на правительственном уровне и с представителями ряда белорусских организаций. В ходе встреч были рассмотрены два блока вопросов, первый из которых относился к перерегистрации профсоюзов и их первичных ячеек, а второй затрагивал выборы профсоюзных лидеров и другие вопросы внутрипрофсоюзной деятельности.
Отчет по результатам деятельности миссии в соответствии с процедурой, предусмотренной МОТ, был рассмотрен на заседании Комитета по свободе объединения. Комитет утвердил рекомендации для правительства Беларуси по устранению препятствий для развития социального диалога в стране. В настоящее время планируется оказание экспертами МОТ постоянной консультативной поддержки и технического содействия процессам, направленным на совершенствование трипартизма, решение проблем сторон, участвующих в социальном диалоге, устранение возникших трудностей по свободе объединения и соблюдению прав трудящихся, разработку законодательной базы трехстороннего сотрудничества на национальном уровне.
Уделялось внимание усилению всех сторон социального диалога. Так, создание в Интернете при поддержке МОТ сайта trud.org содействовало появлению около 50 профсоюзных сетевых сайтов в регионе, включая сайт «Профсоюзное движение в Беларуси». С начала 2002 года в рамках проекта технической помощи МОТ оказывает консультативную поддержку профсоюзным организациям страны по совершенствованию их работы.
Были осуществлены специальные программы с целью усиления роли и потенциала работодателей в процессе национальных трехсторонних консультаций и коллективных переговоров, предоставления им возможности выступать с законодательными инициативами и контролировать их реализацию.
Для работодателей в 2000 году был проведен учебный семинар в Израиле, в котором приняли участие представители наиболее влиятельных ассоциаций нанимателей Беларуси. В октябре 2000 года для представителей профсоюзного движения и работодателей Беларуси была организована учебная поездка в Бельгию. А в январе 2001 года Бюро МОТ в Москве организовало в Беларуси двусторонний семинар для работодателей и представителей профсоюзов. На семинаре при посредничестве экспертов МОТ были рассмотрены условия развития в стране более эффективного социального диалога.
МОТ и Украина
По состоянию на 2007 год Украиной ратифицировано 62 Конвенции Международной организации труда (МОТ), реализовано около 20 общих проектов, часть из них продолжает реализовываться и сейчас.
Благодаря конструктивному сотрудничеству с МОТ правительство Украины и социальные партнеры имеют возможность получить большой международный опыт в сфере реформирования социально-трудовых отношений.
Украина заинтересована в дальнейшем сотрудничестве и получении международной технической и экспертной помощи. Такая помощь нужна для развития эффективной системы социального диалога, в частности путем его институализации и правового обеспечения, реформирования трудового законодательства и приведения его в соответствие к международным трудовым нормам, а также для развития системы государственной инспекции труда.
15 марта 2004 г. в Киеве между Министерством труда Украины и МОТ была подписана проектная программа по предотвращению и сокращению масштабов торговли женщинами в Албании, Молдове и Украине.
Данный проект финансировался правительством Ирландии и действовал два года. Основной его задачей являлось совершенствование национальной политики миграции, в первую очередь трудовой, что способствовало бы трансформации нелегальной миграции в легальную, а также создание для людей возможности пройти профессиональную подготовку и трудоустроиться на достойно оплачиваемую работу в Украине.
В первую очередь программа, которая также охватывает Албанию и Молдову, непосредственно касалась женщин, потому что именно из этих стран походит большинство жертв торговли людьми в Европе. С этой целью разработан пилотный проект, который реализован на территории Черновицкой области, где около 100 женщин смогли пройти профессиональную подготовку и трудоустроиться, а 40-50 женщин получили кредиты от 500 до 1000 евро на учреждение собственного дела.
По данным МОТ, в мире от 60 до 65 миллионов человек работают за пределами своей страны, и все чаще нарушаются их права, в частности, многие из них становятся жертвами работорговли.
Оценить, сколько украинцев работает за границей, очень сложно, прежде всего, из-за того, что большинство из них нелегалы.
По данным официальной украинской статистики, в 2003 году трудоустроились за границей 40 тысяч наших соотечественников. Что касается неофициальных, экспертных данных, то их не комментируют.

Канд. техн. наук Дмитрий Зеркалов

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»