ПАТРИАРХ КИРИЛЛ В УКРАИНЕ. ПОСЛЕСЛОВИЕ К ВИЗИТУ

К оглавлению "Актуальные темы"
К оглавлению " Политическая безопасность"

Андрей Лубенский, Захар Виноградов (Киев), специально для РИА Новости. http://www.rian.ru/analytics/20090807/180108378.html

Только что закончившийся визит в Украину Патриарха Русской Православной Церкви Кирилла стал значительным событием не только для православных граждан Украины, но и существенным этапом в развитии эстетики и философии православного мира. Причиной тому – и та обстановка, в которой проходил сам визит, и те вопросы, которые решались и осуждались в ходе визита на различных встречах Патриарха и его близкого окружения с политиками, представителями СМИ и просто прихожанами Русской Православной Церкви.

Помимо пастырского слова, многочисленных молебнов, которые совершал предстоятель Русской Православной Церкви, особенным смыслом были наполнены ряд так называемых нецерковных встреч Патриарха и руководителей различных отделов МПЦ, в которых ясно и недвусмысленно были раскрыты основы новой философии православной церкви.

Экономика. Взгляд РПЦ на современную финансовую систему

Русская православная церковь считает неизбежным крах существующей в мире финансово-экономической системы, заявил в Киеве протоиерей, глава синодального Отдела по взаимодействию Церкви и общества Всеволод Чаплин.

По словам протоиерея, эта позиция закреплена в принятом Синодом РПЦ документе, посвященном отношению к мировому экономическому кризису.

Первое в истории заседание Священного Синода Русской православной церкви в Киево-Печерской лавре состоялось 27 июля 2009 года.

«Этот документ (содержит) достаточно смелые заявления. Подвергается сомнению в принципе неотвратимость дальнейшего существования нынешней мировой экономической системы. Более того, говорится о том, что ростовщичество, то есть взимание банковского процента, всегда воспринималось как морально небезопасный род занятий», – сказал Чаплин.

Вместе с тем он отметил, что в документе нет призыва к отказу от использования всех возможностей современных финансовых инструментов, но говорится о необходимости усиления общественного контроля и о нравственном самоконтроле.

РПЦ не дает рецепта изменения существующей финансово-экономической системы. «Но мы убеждены в том, что сегодня и правительства разных стран, в первую очередь стран «большой восьмерки», и глобальное гражданское общество, и религиозные общины должны предлагать параметры пересмотра всех принципов, на которых строится мировое экономическое развитие», – подчеркнул Чаплин.

Патриарх Кирилл тоже говорил в Киеве об аморальности экономики, в которой «торгуют фантиками».

«Кризис показал, что виртуальная экономика, когда деньги зарабатывались не упорным трудом, а делались из воздуха, дальше существовать не может, – сказал Кирилл, выступая в прямом эфире украинского телеканала «Интер». – Такая экономика аморальна».

Патриарх считает грехом поддерживать общество потребления. Земля не способна выдержать такой проект. А значит, поддерживать его – грех. И кризис может научить быть бережливыми. Очень важно научиться христианской аскезе – победе над своими страстями, инстинктами», – сказал он.

География. Нет «Российской» православной церкви, есть Русская

Политика и религия часто перемешиваются в восприятии общества, часто по вине не только мирян, политиков, но и иерархов. Особенно яркие примеры такой «политизации духа» можно наблюдать на Украине – в связи с расколом.

«Когда в духовной области, в религиозной области главным становится фактор политической самоидентификации, фактор партийности, национальности, который всегда разделяет – это плохо. Вера по–настоящему должна объединять людей», – считает Всеволод Чаплин.

Он напомнил, что визит Патриарха Кирилла на Украину – пастырский, что сам Кирилл в нескольких своих выступлениях повторил – «он является Патриархом всей своей паствы, а паства его многонациональная, в разных государствах, имеющая разные политические убеждения…».

«Есть люди совершенно разных, диаметрально противоположных политических убеждений среди чад Русской православной церкви. Так вот, Святейший Патриарх ясно сказал, что он – Патриарх всех, кто относит себя к РПЦ, вне зависимости от цвета паспорта, от политических взглядов, от национальных различий. Это очень важно понимать. Русская православная церковь – это не церковь только Российской Федерации. Слово «Русская» в ее названии относится не к этнониму «русский»… а это слово относится к понятию «Русь», которое является понятием историческим относительно духовной общности людей, в том числе людей разных национальностей, которые чувствуют свою общность, свое единство в рамках традиции Святой Руси, которая родилась здесь, в Киеве, и вобрала в себя под духовным руководством Киева многие народы».

Так что послание дружбы обращено ко всем, в том числе и к тем, кто протестовал против визита Патриарха, отметил протоирей Чаплин, вспомнив о митинге у Киево-Печерской Лавры под незатейливым лозунгом «Геть московского попа!».

Информационное пространство

Многие СМИ искренне стараются адекватно представить позицию православной церкви и показать то, что является главным в визите Патриарха Кирилла на Украину.

Вопреки заявлениям некоторых украинских СМИ о невысокой посещаемости богослужений с участием Святейшего Патриарха Кирилла, первые дни его пребывания в Украине показали высокий интерес украинского народа к пастырскому визиту предстоятеля РПЦ.

В частности, этот интерес подтверждается беспрецедентно большим количеством телезрителей, которых привлекали трансляции с участием Патриарха. В среднем, такие трансляции посмотрел каждый четвертый взрослый зритель Украины.
МВД считает православных врагами Украины

По словам главы МВД Украины Юрия Луценко, поездка проходит спокойно, а милицией предприняты беспрецедентные меры по обеспечению порядка.

В то же время Луценко допустил весьма странные для министра внутренних дел высказывания. Он напомнил, что дальнейший путь главы РПЦ пролегает на Западную Украину (Патриарх планировал визит на территории Ровенской, Тернопольской, Волынской областей).

В связи с этим министр обратился к жителям Западной Украины, призвав их, «несмотря на явную политическую эксплуатацию визита Патриарха Кирилла со стороны руководства Партии регионов», продемонстрировать высокую моральную выдержку и культуру – «назло врагам нашей державы». При этом глава МВД Украины не уточнил, кого он считает «врагами державы».

Но еще раз отметил, что, по его мнению, визит пастыря «практически приватизирован Партией регионов».

Что останется?

Безусловно, визит Патриарха в Украину стал знаменательным событием и для страны, и для православных, и для представителей других религиозных течений и вероисповеданий страны. Можно определенно сказать, что этот визит имел несомненно высокое значение в целом не только для верующих, но и всего светского украинского общества. Как, впрочем, и для всех его зарубежных наблюдателей. Прежде всего, Московский Патриархат устами Кирилла четко и недвусмысленно заявил о единстве Русской православной Церкви, независимо от политических и географических границ.

Русская Православная Церковь достаточно подробно в выступлениях иерархов церкви и ее идеологов из Московского Патриархата определила новые духовные основы формирования посткризисного общества. Во всяком случае, были озвучены те принципы, которые, как считают в Московском Патриархате, должны стать моральными основами этого общества.

В-третьих, совершенно определенно можно говорить об огромной, многомиллионной поддержке Русской Православной Церкви в Украине.

В–четвертых, визит Патриарха во многом стал сближающим для россиян и граждан Украины в нынешней, новейшей истории взаимоотношений двух государств.

«Понятно, что задачи поездки Святейшего Патриарха лежат вне политики, вместе с тем, результаты визита, безусловно, внесут позитивный вклад в дальнейшее развитие российско-украинских отношений», – заявил спикер Госдумы РФ Борис Грызлов.

Лидер коммунистов Крыма Л.Грач: Победоносный визит Патриарха Кирилла на Украину и крах убогих противников православного братства
Автор: Леонид Грач, kprf.ru

11.08.2009

Визит Патриарха Кирилла на украинскую землю стал очевидным триумфом канонического Православия, объединяющего восточнославянскую цивилизацию, являющегося духовной опорой ее народов, основой ее культурного развития, пишет Леонид Грач в журнале «Коммунист Крыма». Несомненно, посещение Патриархом украинских епархий имеет огромное значение для внутренней жизни Русской Православной Церкви, для укрепления ее позиций в украинском обществе.

Но об этом намного лучше, чем я, смогут рассказать ее священники и прихожане. Я же хочу остановиться на общественно-политических итогах посещения Украины Патриархом Московским и Всея Руси, которые кажутся тем более впечатляющими, если учитывать, что Святейший Кирилл на протяжении всей поездки сознательно обходил политические вопросы и не касался деятельности политических сил.

Ясная и последовательная позиция Патриарха, его убежденность в том, что лишь культурное и духовное единство народов Украины, России и Белоруссии может быть основой для успешного развития восточнославянских государств, которую он сумел передать миллионам людей, совершила переворот в украинском общественном сознании. Антироссийский и русофобские мифы, которые на протяжении последних лет пыталось навязать народу Украины окружение Ющенко, были основательно подорваны. А политический курс украинского президента оказался на грани краха. Ярким свидетельством поражения Ющенко стало стремление украинских политических деятелей, в том числе и тех, кто еще недавно молчаливо соглашался с антироссийскими заявлениями и действиями украинской власти или заявлял о своей приверженности идее евро-атлантической интеграции, оказаться в окружении Предстоятеля Русской Православной Церкви, изобразить свою приверженность идеалам Православия. Те, кто следил за пребыванием Патриарха Кирилла на Украине, могли наблюдать это собственными глазами.

Безусловно, поражению противников восточнославянского единства способствовали и блестящие интеллектуальные полемические способности Патриарха, и его ораторский дар, и гражданское мужество. Если бы провокаторам удалось сорвать посещение Патриархом Западной Украины, то приверженцы курса Ющенко отчасти бы добились своей цели. Они сумели бы создать иллюзию того, что часть украинского общества отвергает призыв Русской Православной Церкви к духовному и культурному единству восточнославянских народов. К счастью, этого не произошло, по причине глубокой веры в идеалы церкви и гражданского мужества Патриарха. В западно-украинских областях приветствовать своего Патриарха вышли десятки тысяч людей, это подтвердило, что большинство украинского общества едино в своем стремлении к сохранению общего духовного, культурного и экономического пространства. Жалкие группы, протестовавшие против визита, только подчеркивали тот факт, что противники духовного союза восточнославянских народов, призывающие отказаться от собственной истории и культуры, вопреки своим заявлениям не пользуются поддержкой и на Западной Украине.

Визит Патриарха Кирилла доказал, что он является подлинным духовным лидером украинского народа, который наряду с народами России, Украины, Белоруссии, с православными, проживающими в других бывших советских республиках и прихожанами Московского Патриархата в других странах мира поддерживает духовные идеалы и ценности, провозглашаемые каноническим Православием. Народ Украины показал, что он сделал выбор в пользу сохранения и укрепления традиционной восточнославянской культуры и не собирается от него отказываться. Об этом свидетельствуют и чрезвычайно высокий рейтинг всех телевизионных эфиров с участием главы Русской Церкви на украинских телеканалах, и участие десятков тысяч верующих в церковных службах, проходивших при участии Патриарха. Как известно, на службе в Почаевской лавре, по различным оценкам, собралось от 40 до 50 тысяч человек, а несколькими днями ранее – возле Свято-Владимирского Собора в Севастополе около 100 тысяч.

Мне это представляется чрезвычайно важным признаком, говорящим о постепенном выздоровлении от помаранчевой болезни украинского общества. Возможно, со стороны коммуниста подобная оценка в связи с укреплением в общественном сознании идеалов Православия может показаться странной. Но, как мне представляется, такого рода удивление, как правило, обусловлено непониманием той ситуации, которая сложилась в украинском обществе и в современном мире в целом. Современный капиталистический строй может выжить, лишь превратив человека в бездушное орудие производства и потребления, лишив его самостоятельной личности и стремления к духовной жизни. Процессы разрушения гуманистических идеалов, утверждения культа наживы, уничтожения нравственных основ общественной жизни, обусловленные социально-экономической природой современного капиталистического общества, идут во всем мире. Особенный размах они приняли в странах периферийного капитализма, которые оказались в экономической, политической и культурной зависимости от наиболее развитых капиталистических государств. Бессмысленно надеяться, что Украина сможет сохранить высокий уровень образования, науку и национальную культуру, превратившись в часть периферии евро-атлантического мира.

Наша страна может рассчитывать на успешное социально–экономическое, политическое и духовное развитие только в рамках восточнославянского пространства. За его пределами нас ждет нищета, олигархическая диктатура, разрушение общественной морали и нравственности. Православная Церковь остается сегодня единственной влиятельным общественным институтом, удерживающим Украину в составе восточнославянской цивилизации. Разрушение канонического Православия, которое сознательно пытается расколоть Ющенко со своей кликой, приведет к резкому обострению системного кризиса, которое поставит под вопрос само дальнейшее существование украинского государства и общества. Поэтому, как мне представляется, интересы украинских коммунистов (как и всех других прогрессивных политических сил украинского общества) должны быть направлены на поддержку духовных позиций Русской Православной Церкви. Конечно же, мы по–разному смотрим на многие вопросы общественной жизни, прежде всего связанные с социальной борьбой и методами преодоления социальной несправедливости. Но нас объединяет главное: понимание необходимости защиты гуманистических идеалов от разрушительного влияния капиталистических отношений, готовность бороться за духовное и культурное единство восточнославянских народов, сопротивляться их порабощению в процессе капиталистической глобализации.
Главное достижение Святейшего Кирилла, на мой взгляд, как раз и состоит в том, что благодаря его визиту гуманистический характер миссии Православной Церкви стал очевиден для многих десятков миллионов украинских граждан, в том числе и тех, кто находился под влиянием пропагандистской машины проамериканских сил. Был полностью разоблачен миф о том, что Православная Церковь участвует в реализации неких «имперских амбиций» российской власти, существующих исключительно в фантазиях Ющенко и его окружения.

Православная Церковь, как показали выступления и проповеди Патриарха, ставит своей целью возвращение миллионов людей к духовной жизни, восстановление традиционной культуры, утверждения братских отношений между православными народами и взаимопонимания между православными, верующими других конфессий и атеистами. Ющенко и его единомышленники не решились на сколько-нибудь содержательный спор с Патриархом Кириллом, поскольку хорошо понимали, что публичная дискуссия закончится для них поражением. Они предпочли ограничиться провокациями и организацией судебного преследования. Как известно, Всеукраинское объединение "Свобода", которое открыто исповедует идеалы фашистских пособников, направило в Генеральную прокуратуру заявление о возбуждении уголовного дела против главы РПЦ. Подобные действия не только обличают убогость и ничтожность противников восточнославянского единства. Они показывают, что главным противником канонического Православия стал фашизм, возрождающийся при идейной и организационной поддержке со стороны украинской власти.

Не следует думать, что так называемая «Свобода» выступает исключительно только против Православной Церкви или Патриарха Кирилла. Она хотела бы изменить отношение украинского общества к итогам Великой Отечественной войны, к оценке деятельности фашистских пособников, данной Нюрнбергским судом, которых теперь Ющенко выдает за украинских патриотов. Современные неофашисты осознают, что они смогут добиться этого, только изгнав каноническое Православие за пределы Украины, вырвав украинское общество из пространства русской культуры.

Их цель – возрождение фашизма, но украинская власть упорно закрывает глаза на это. Между тем эти намерения и приемы вызывают раздражение даже у польского руководства, сохраняющего проамериканскую ориентацию. Как известно, Польша выступила с решительным протестом против организованной кампании по чествованию дивизии «Галичина» и мероприятий, посвященных памяти Степана Бандеры. Однако Ющенко, обычно внимательно прислушивающийся к мнению польской власти, на этот раз демонстративно его проигнорировал. По сути, фашистская организация нужна ему как надежный союзник в борьбе против восточнославянского единства и канонического Православия, которое он стремится подменить разного рода политическими проектами, имеющими псевдо-религиозную окраску.

Патриарх Кирилл отчетливо заявил, что Церковь должна находиться вне политики, поскольку «задание Церкви – служить людям, а не политическим партиям и политическим блокам». На фоне Патриарха Кирилла украинский президент предстал мелким политическим шулером, не знающим истинной ценности духовных идеалов, привыкшим называть себя патриотом, но не осознающим, в чем состоит сущность подлинного патриотизма. Суть патриотической позиции великолепно обозначил Предстоятель РПЦ, провозгласивший, что лишь «сила народного духа поможет украинскому государству и украинскому обществу преодолеть трудности и достигнуть целей, которые будут соответствовать духовным чаяниям украинского народа». Подлинный патриот, независимо от своих идеологических убеждений, должен стремиться укрепить дух своего народа (т.е. помочь ему осознать свои интересы и цели национального развития, свои духовные корни и социальные ориентиры) и помочь ему достигнуть целей, которые отвечают его внутренним чаяниям и стремлениям. Вряд ли нормальный человек решится возразить против такого понимания патриотизма. Но это определение патриотизма является настоящим приговором политике Ющенко, который навязывает украинскому обществу цели, не соответствующие ни его историческому опыту, ни существующим настроениям, старательно пытаясь скрыть от украинского общества подлинные цели проводимого им курса на превращение Украины в плацдарм для геополитической экспансии Вашингтона.

Патриарх Кирилл призвал украинское общество к примирению и преодолению внутренних конфликтов. Политика Ющенко сознательно направлена на обострение межрегиональных, межконфессиональных и межэтнических противоречий, поскольку только расколов и раздробив украинское общество, проамериканские силы могут остаться у власти.

Во время визита Предстоятель Русской Православной Церкви заявил, что в период экономического кризиса Россия и Украина должны быть «не только духовно едины, но и экономически интегрированы», поскольку только совместными усилиями они смогут сохранить развитую промышленность и не допустить резкого падения уровня жизни собственных граждан. Ющенко делает все возможное, чтобы не допустить взаимовыгодного экономического сотрудничества между Украиной и Россией, поскольку это бы неизбежно привело бы к отстранению от власти проамериканской политической группировки, обслуживающей интересы украинской олигархии и международных финансовых институтов.

От политики Ющенко страдает все украинское общество, но наиболее тяжелый ущерб она нанесла Крыму, который может нормально развиваться только при условии сохранения экономического, духовного и культурного единства восточнославянского мира. Поэтому триумф Патриарха Кирилла, вызвавший благоприятные изменения в украинском общественном сознании, имеет для нас особое значение. Хотелось бы надеяться, что миссия Православной Церкви будет дополнена внешнеполитическими действиями Российского государства, оно должно стать подлинным центром интеграции восточнославянского мира, открытым для сотрудничества со всеми народами Евразии, стремящимися к экономическому, культурному и духовному сотрудничеству.

Во время пребывания Патриарха Кирилла в Крыму мне довелось встретиться с этим выдающимся церковным и общественным деятелем. Это позволило мне преподнести Патриарху чрезвычайно символичный подарок: изготовленный крымскими умельцами герб Автономной Республики Крым. На гербе нашей Автономии изображено солнце, которое одно единственное для всех народов Земли, грифон, символизирующий древность нашей восточнославянской цивилизации, ее непосредственную связь с великими цивилизациями античности, и начертан святой девиз: «Процветание в единстве», а также силуэт Свято–Владимирского собора в Херсонесе, где христианскую купель принял князь Владимир. Это своеобразная крымская икона. Она может стать символом нашей цивилизации, если нам удастся уберечь ее от распада и разрушения, восстановить экономические связи, отстоять нашу многовековую культуру, сохранить единство Русской Православной Церкви, а главное – сберечь братское единство восточнославянских народов. Триумф Патриарха Московского и Всея Руси Святейшего Кирилла подтверждает, что у нас есть такая возможность.

Леонид Грач, народный депутат Украины, Председатель Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым
11.08.2009

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»