Богозаповеданное единство Христовой Церкви и грех церковного раскола

К оглавлению "Актуальные темы"
К оглавлению "Политическая безопасность"

Архиепископ Овручский и Коростенский Виссарион. Богозаповеданное единство Христовой Церкви и грех церковного раскола
Церковь не только «едина, но и единственна». Всякое христианское общество, не входящее в состав единой Церкви, не есть церковь, а просто человеческая община, построенная не на камне, который есть Христос, а на песке собственных измышлений, возможно политических, и такая церковь именуется у пророка Давида лукавнующей, а поэтому в такой лжецеркви, понятно, невозможно получить прощение грехов, освятиться и спастись. 6 Правило Гангрского собора гласит: «Аще кто, кроме церкви, особо собрания составляет и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, — да будет под клятвою».

Сегодня, имея богатейший материал по истории Церкви, с полным убеждением можно сказать, что борьба за святое единство и чистоту веры была неотъемлемой частью жизни чад Христовых. Жизнь святых отцов для Бога и ближних, их учение о Церкви, о достижении Царства Небесного являются для нас прекрасным руководством и вдохновением на пути спасительного богоугождения. Св. Ефрем Сирин, прославляя богоугодную жизнь отцов Церкви, говорит: «Они, как светила, осияли всю землю, пожив на ней среди терний и волчцов, среди еретиков и людей нечестивых, как многоценные камни и дорогие жемчужины».
Полномочие учительства в Церкви даровано апостолам, а в лице их и через них епископам, пастырям Церкви. По воскресении Своем Спаситель даровал им власть всемирных учителей: «Итак идите, научите все народы..., уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф: 28,19-20). И они называли проповедуемое ими учение благовествованием не своим, но Христовым (Рим. 1, 16; 15, 19). Проповедникам другого учения, противного благовествованию Христову, они возвещали: анафема да будет (Гал. 1, 8-9).

Однажды после воскресения Своего Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: «Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21-23). Это есть одно из существенных доказательств Божьего благословения и посланничества апостолов и их преемников для плодотворной церковной деятельности. Они являются орудиями на земле верховной власти Господа Иисуса Христа, они восприняли непосредственно от Главы Церкви власть пасти Церковь (Ин. 21, 15-17), то есть управлять Церковью. Господь Иисус Христос, вверяя апостолам власть учительства, священнослужения и управления, выразив при этом волю Свою, чтобы эта власть преемственно от апостолов продолжалась в Церкви до скончания века: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). К ним в полной силе приложимы слова Спасителя: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк. 10, 16).

Богочеловек Иисус Христос является главой основанной Им на земле святой Церкви. В день сошествия Святого Духа на апостолов, в день Пятидесятницы, исполнилось Божие обетование, и это историческое время считается началом, рождением призывающей, очищающей и освящающей Церкви Христовой. Она основана не только божественной силой и волей, но и тем, что Иисус Христос Сам положил Себя в основание Церкви, стал Ее краеугольным камнем (Еф. 2, 20; 1 Кор. 3, 11). Она есть основанное Господом нашим Иисусом Христом общество истинно верующих в Него и образующих духовное тело Христово, в котором через учение веры, через богоустановленные таинства, видимое иерархическое руководство (священноначалие), посредством действия Святого Духа, под Главой Самого Иисуса Христа продолжается и будет продолжаться до скончания века то же великое дело просвещения, примирения с Богом Отцом и освящения людей, которое совершено нашим Искупителем во время земной Его жизни.
Главенство Христово в Церкви состоит не в том лишь, что Он есть Основатель Церкви и религии Его имени, а в том смысле, что Он есть Источником новой животворящей святой жизни, получаемой от Него как от нового Адама, нового родоначальника, вместо прежней греховной жизни, получаемой по наследству от падшего прародителя. В наставлениях Иисуса Христа даются твердые утверждения для понимания главенства Христова в Церкви и ее непобедимость силами зла: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). О том, что церковные люди мистически соединены со Христом, видно со слов Самого Его гонителю христиан Савлу (будущему апостолу Павлу): «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4), то есть, что ты гонишь Мою святую Церковь, которая неотделима от Меня.

Иисус Христос, предлагая учение о Церкви, всегда учил только об одной Церкви (Мф. 16, 18). Изображая ее в притчах, Он говорил об одном стаде под водительством одного Пастыря (Иисуса Христа) и об одном овчем дворе (Ин. 10, 16), об одной виноградной лозе (Ин. 15, 1-7), повелел проповедовать одно учение (Мф. 28, 19-20), установил одно Крещение и одно Причащение (Еф. 4, 5; 1 Кор. 10, 16, 17) для спасения и объединения людей Духом Святым. Верующие со своей стороны призываются иметь одну веру во Христа и Его Церковь, пребывать в любви к Нему и ближнему, уподобляться Богу (Мф. 5, 48). Это духовное единство видимо проявляется в согласном исповедании Веры (Никео-Цареградский символ веры, ІV век), единстве учения, богослужения и таинств, единстве иерархического преемства и церковного устройства.
Церковь свою спасительную деятельность строит не только на основании Священного Писания, но и Святого Предания. В первые десятилетия Церковью управляли апостолы устными указаниями, устной проповедью. Позже, когда апостолы писали своей пастве и письменные послания, апостол Павел говорил: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Несомненно, что к Преданию относятся и Апостольские правила, Правила семи Вселенских соборов, Правила Поместных соборов. Православный символ веры, богослужение и церковные правила – вот та трехсоставная ограда, которой ограждается Церковь. В этой ограде, сколько бы она ни расширялась количеством людей, каноническими епархиями, Поместными Церквами, все верующие не только чувствуют свое единство через молитвы и таинства, единство исповедания веры, но и всячески стараются блюсти (сохранять) единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).

Все Поместные Церкви объединены единством одного канонического символа веры, единством таинств и канонов под единой Главой Церкви – Господа Иисуса Христа, вследствие чего каждая из них сознает себя частью Единой Вселенской Церкви и убеждена, что таковой же признается и другими Поместными Церквами. Это взаимное признание выражается в молитвенном и каноническом общении между ними. Именно такого единства в одной Церкви под руководством одного «Пастыря доброго» просил у Отца Своего Небесного Господь наш Иисус Христос: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17, 11). Для христианина не может быть большего счастья, чем находиться через смирение и послушание святой Церкви в этом святом единстве.
Церковь не только «едина, но и единственна» (св. Киприан Карфагенский). Всякое христианское общество, не входящее в состав единой Церкви, не есть церковь, а просто человеческая община, построенная не на камне, который есть Христос, а на песке собственных измышлений, возможно политических, и такая церковь именуется у пророка Давида лукавнующей (Пс. 25, 5), а поэтому в такой лжецеркви, понятно, невозможно получить прощение грехов, освятиться и спастись. 6 Правило Гангрского собора гласит: «Аще кто, кроме церкви, особо собрания составляет и, презирая церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, — да будет под клятвою».

Непокорность церковным канонам, уход от единой святой Церкви через сектантство, расколы, лукавое толкование Христова учения, создание самочинных религиозных организаций лишает всякого, невзирая на лица и положение в Церкви и обществе, живительной силы Святого Духа и спасения. «Отделяющийся от общения с Церковью, – учил блаженный Августин, – хотя жизнь его была достойной похвалы, за то одно беззаконие, что отвергся от единения со Христом, не будет иметь жизни, но гнев Божий пребывает на нем».
Денница (ранее добрый ангел) восхотел быть независимым от Бога и через свое горделивое противление Богу лишился благодати, духовной красоты и был низвергнут, как молния с неба, на мучения, страдания и стал сатаною (Лк. 10, 18). Кто хочет быть независимым от Божией Церкви, не слушается ее, дерзостно старается навязать ей свое учение, тот уподобляется диаволу и становится членом сатанинского царства.
Печально то, что никто из ересиархов и раскольников, за исключением немногих, вернувшихся в Церковь через покаяние, никогда не смотрел на «правоту» своих убеждений через призму канонического права, святоотеческого учения. Гордость, сребролюбие, жажда власти и чести, политиканство и другая аморальность всегда лежали в основании лукавых людей, организовывающих ереси и расколы. Такая часть людей, несомненно, дает хорошую почву приближения и воцарения антихриста, ненавидящего церковные каноны, но победят не они. Последнее слово будет не за врагами Христовыми, а за нашим Спасителем Христом, победителем смерти и диавола. Тут логика простая: в том обществе, где нет канонического порядка, нет покаяния, там бес через своих слуг будет стараться наводить свои порядки.

В Украине под действием в основном некоторых политических сил (враждебных православию), униатов, духовно слабого духовенства, к сожалению, было провозглашено две незаконные, самочинные организации – УАПЦ и УПЦ КП. Их не признает ни Иерусалимская, ни Русская, ни Константинопольская, ни другие Поместные Церкви. Согласно Вселенскому православному учению, в раскольнических так называемых церквах не может быть крещения, святого Причащения, отпевания усопших, освящения воды и других спасительных таинств и обрядов. Все их действия и в церковном храме лишь святотатственное театральное представление.
Почему Единая Христова Церковь (все Поместные Православные Церкви мира) не признает УАПЦ и УПЦ КП? Потому что их образовали самочинно, без благословения (разрешения) той Церкви, на канонической территории которой они находятся. Провозглашение автокефалии отдельными епископами, священниками, мирянами является нарушением церковных правил. Не имеют такого права и никакие государственные структуры, политические силы. По существу, Церковь автономна в своем управлении, и церковная власть совершенно независима от власти государственной. Если и бывали случаи, что некоторая власть вмешивалась во внутренние дела Церкви, то это были проявления произвола, с которым Церковь боролась и должна бороться. Носитель власти в Церкви — церковная иерархия, епископат. Признавая епископат высшей властью, Церковь никогда не вручала высшей власти одному лицу.

Не ставя вопрос об икономии (снисхождении), в идеале, автокефалию Церковь может дать своей цветущей духовно ветви. Можем ли мы, украинцы, похвалиться духовным цветением? Ныне, к сожалению, и еретики-сектанты, и раскольники улавливают православных в гибельные сети. А сами православные не обмерщвляются ли в этом греховном со многими соблазнами мире? Есть ли много среди украинцев таковых, которые очистились от страстей, приобрели истинное смирение, «стяжали – по слову прп. Серафима Саровского, – Духа Святого»? Апостол Павел говорит: «Христос пришел грешников спасти, от них же, я первый». Имеем ли мы сознание греховности? Святой Сисой Великий умирал, и лицо его просветилось так, что на него невозможно было смотреть, а он умолял Бога дать ему еще немного времени на покаяние. Это говорил он и ему подобные без всякого лицемерия. Они и в мыслях боялись согрешить, они видели перед собой идеал совершенства – Господа Иисуса Христа.
Канонические епископы, священники, христиане, духовно живущие и спасающиеся в Церкви, по своей скромности и смирению и видя истинное положение дел в Украине не дерзают заявлять: мы духовно созрели для дарования нам автокефалии, а если это высказывание от кого-то и услышим, то это все равно, что какой-нибудь мирянин скажет Священному Синоду: я достоин служить епископом, рукоположите меня в архиереи. Из истории известно, что ни один святой не организовывал поездки за автокефалией, а если этот вопрос святыми и поднимался, то по причине сговора руководителей одной из Поместной Церкви с католиками (Флорентийская уния, 1439 г.).

В Украине имели место факты требования отдельными личностями, как политическими, так и раскольническими, у Матери Церкви статуса Поместной Церкви для православных в Украине, совершались путешествия с этой целью и в Константинопольскую патриархию. Это свидетельство, в лучшем случае, низкого духовного уровня. Этот вопрос форсируется, как правило, людьми нецерковными, занимающими в основном высокие мирские посты. Такие люди стараются заменить собою иерархию, верующий православный народ. Пойти у них на поводу? Вряд ли в этом проявится церковное снисхождение (икономия).

27 мая 1992 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, исполняя послушание Церкви, созвал Собор архиереев в городе Харькове. Призвав в помощь Пастыреначальника Господа Иисуса Христа, Собор единодушно, на основании святых канонов и Устава УПЦ, снял митрополита Филарета с должности митрополита Киевского и за церковные преступления запретил его в священнослужении. На этом же Соборе на альтернативной основе избрали нового Предстоятеля Церкви, им стал митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). До этого митрополит Владимир нес такие церковные послушания: ректор Одесской духовной семинарии, викарный епископ Киевской митрополии, управляющий Черниговской епархией, ректор МДАиС, Патриарший Экзарх Западной Европы и др.
Законность (каноничность) решений Харьковского Собора УПЦ подтвердил Собор РПЦ, а потом письменно и Предстоятели 14 Поместных Церквей мира.
За неповиновение постановлениям Харьковского Собора УПЦ и дальнейшую антицерковную деятельность Архиерейский Собор РПЦ лишил митрополита Филарета сущего сана и всех прав, связанных с пребыванием в клире. Такое решение Церковь приняла на основании церковных канонических правил. Продолжающая раскольническая деятельность Филарета (Денисенко) привела к тому, что Церковь предала его анафеме, то есть сказала то, что он сам избрал. С сожалением нужно отметить, что тогдашний президент Л. Кравчук через Филарета старался горделиво навязать Церкви свои законы, принуждая православных идти в самозваный «патриархат». В прошлом атеист, сегодня Л. Кравчук нашел в себе нравственные силы назвать свое вмешательство в церковную жизнь ошибкой (см. «Православная газета», ноябрь, 2005).

Украинская Православная Церковь через Патриаршую Грамоту (21 октября, 1990 г.) получила независимость в управлении от Московской Патриархии (сегодня мы имеем Священный Синод УПЦ, которым избираются и утверждаются на кафедры архиереи, назначаются ректоры Духовных академий и семинарий, направляются синодальные послания к верующим Украины, открываются новые монастыри и т.д.), но она имеет через Матерь Церковь каноническое единство со Вселенским Православием. Мы молимся за Патриарха Московского и всея Руси Алексия, которого поминают в молитвах все Православные Церкви мира. Довольно странным для нас кажется тот факт, что те люди, которые возмущаются молитвенным повиновением в нашей Церкви Патриарху Алексию, совершенно не реагируют на то, что украинские униаты поминают имя папы Римского. Этот факт говорит о многом. Украинские униаты подчинены Риму, поминают папу Римского, они через незаконную автокефалию и самочинный патриархат в Украине хотят окатоличить наш православный народ. В истории подобное было, более того, огнем и мечом навязывалась нам уния. Люди принимали мучения (католические крестовые походы) за исповедание православной веры. Христова Церковь во все времена ограждала своих чад от молитвенного общения с еретиками и раскольниками. «А ще кто помолится, – говорит 10 Апостольское правило, – с отлученными, хотя бы в доме, да будет отлучен». Вот почему в 2001 году православные категорически не хотели встречаться с папой Римским в Киеве, и католики, предвидя все это, постарались с Запада свезти многих униатов в Киев на папское «богослужение», чтобы хоть как-то угодить понтифику.

28 августа 2001 года в праздновании 950-летия Киево-Печерской Лавры молитвенно принимали участие представители всех Поместных Православных Церквей, которые своим присутствием подтвердили каноническое единство с УПЦ, возглавляемой Блаженнейшим Владимиром Митрополитом Киевским и всея Украины, и осудили антиканоническую деятельность украинских раскольников.
Так, епископ Сагарджойский Андрей (Грузинская Православная Церковь) сказал : «Мы признаем лишь Церковь Митрополита Владимира. Господь, который хранит Свою истинную Церковь, все разделения управит, потому что невозможно, чтобы разделения были среди одного народа. Украинские раскольники приезжали в Грузию, но никогда Грузинская Православная Церковь не поддержит ни один раскол, потому что это всегда обман».
Епископ Зворничко-Тузланский Василий (Сербская Православная Церковь): «Наша Церковь питает великую любовь к Украинской Православной Церкви. Эта Церковь прошла Голгофу, и мы ожидаем ее воскресение и воскресение всего украинского народа. Дух Божий собрал представителей всех Поместных Церквей у Святой Лавры Киево-Печерской, чтобы мы молились о единстве УПЦ и всех православных христиан. Разделение – это дело дьявола».

Митрополит Карфагенский Хризостом (Александрийская Православная Церковь): «Я представляю Блаженнейшего Петра VІ, Патриарха Александрийского и всея Африки. Мы приехали в Святую Лавру, которую посещали и Патриарх Николай, и Патриарх Парфений, ее собирается посетить и наш новый Патриарх Петр. Лавра всегда была центром Православия для русского и украинского народов и будет таким во веки веков. Раскол – это проблема не только Украинской Церкви, но и всего Православия. В Церкви должен быть порядок. Мы приехали, чтобы засвидетельствовать каноническое единство с Митрополитом Владимиром. Кроме него мы других не знаем».
Митрополит Нафанаил (Болгарская Православная Церковь): «Когда я был ребенком, я много читал «Киево-Печерский патерик». Когда учился в Греции, в монастыре Параклит, читал старца Парфения о святых, которых Церковь канонизировала. И теперь я благодарю Бога, что удостоил меня посетить это святое место, где они просияли святостью и помогают людям, которые нуждаются в Божьей помощи.
Мы сами знаем, что такое раскол, и поэтому Патриарх Максим благословил нас не только присутствовать на торжествах, но и выразить свою поддержку и любовь Блаженнейшему Владимиру, Митрополиту Киевскому и всея Украины. Раскол – это ложь, которая не может быть долгой».
В 70-летний юбилей Предстоятеля УПЦ, 23 ноября 2005 года, и в 40-летний юбилей архиерейской хиротонии Его Блаженства представители всех Поместных Церквей на торжествах в Киеве еще раз с особой силой засвидетельствовали о том же.

Архиепископ Фиатирский и Великобританский Григорий (Константинопольский патриархат) сказал: «Я приехал сюда как представитель Константинопольского Патриарха Варфоломея, чтобы участвовать в праздновании 70-летия Блаженнейшего Митрополита Владимира. Митрополит Владимир, человек больших способностей, с великой мудростью и с большой любовью служит в городе, который является первоначальным центром Православия и Украины, и России. Поэтому с величайшей радостью мы находимся здесь в эти великие дни, чтобы участвовать в праздновании юбилея. Желаем, чтобы было длительным и удачным его мудрое управление Православной Церковью Украины... Наш Патриарх признает только каноническую Украинскую православную Церковь, возглавляемую Митрополитом Владимиром. Мы молимся, чтобы Церковь и народ в Украине не предали традицию IX века, когда святой князь Владимир принес Православие в эту страну из Константинополя... Объединение должно происходить через покаяние раскольников. Каноны — это путеводитель, это ориентир, который помогает Церкви принять правильное решение».
Архимандрит Стефан, представитель Иерусалимской Патриархии: «В эти дни проходит интронизация нашего новоизбранного Патриарха, не было возможности здесь присутствовать иерархам со Святой Земли.
Представляя достойно и единогласно избранного Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского Феофила III, передаю его теплые поже¬лания и молитвы от Пресвятого и Животворящего Гроба Господня, а также его искренние поздравления по случаю многолетнего, плодотворного труда Митрополита Владимира и признанного всем православным миром служения Церкви. С признанием этих трудов и в заверение исконного во Христе общения между Иерусалимской Церковью, Киевской Митрополией и Русской Православной Церковью мы прибыли на празднование юбилея.

Братия всех иерусалимских монастырей относится с большим уважением к Митрополиту Владимиру, который в свое время нес послушание на Святой Земле. И когда монахи узнали, что я буду участвовать и лично представлять нашего Предстоятеля на юбилейных празднованиях, все с большой теплотой просили передать личные поздравления. Ко мне звонили из многих монастырей, в частности игумен Иларион, настоятель монастыря на Фаворе, и многие другие, и это позволяет сказать, что братия всех обителей Иерусалимской Патриархии посылает свои поздравления Предстоятелю вашей Церкви. Митрополит Киевский – очень уважаемая личность, и священнослужители Святой Земли относятся к нему с большой любовью.
Мы переживаем о канонической Церкви в Украине, осведомлены о действиях униатов – перенесении кафедры из Львова в Киев – и о действиях раскольнических группировок.
Нас все это беспокоит, но мы верим, что Его Блаженство Митрополит Владимир как образованный, опытный и деятельный иерарх сможет многое предпринять в решении этих вопросов. На Гробе Господнем все священнослужители Иерусалимской Церкви находятся в постоянной молитве ради мира среди православных Украины».
Епископ Нижнего Дуная Кассиан (Румынская Православная Церковь): «Юбилей Блаженнейшего Митрополита свидетельствует о единстве Мирового Православия. Радость Украинской Православной Церкви есть радость и Румынской Православной Церкви. У нас такая же литургия и те же святые. Мы познали тяжкую историю мученичества Церкви при коммунистах. Сейчас, когда мы свободны, мы пытаемся сконструировать опыт общения единства всего Православия. В Румынии есть украинцы, которых в нашей Церкви очень любят, а в Украине есть румыны, которых любит Украинская Церковь.

Здесь есть делегации всех Православных Церквей. И мы приехали сюда к единственной канонической Церкви в Украине. УПЦ – неотделимая часть вселенского канонического Православия. Святейший Патриарх Феоктист благословил делегацию именно к канонической УПЦ, к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, впрочем, как и все остальные Предстоятели Православных Церквей.
Мы должны брать пример со святых. Киево-Печерская Лавра – это уже символ объединения всего Православия. Мы должны молиться за наших братьев, которые могут в один день вернуться в единый организм Церкви Христовой».
Митрополит Феологос (Элладская Православная Церковь): «Такие юбилеи – это прославление имени Божия и возможность того, чтобы православная братия могла духовно общаться. Это укрепляет церковные связи и братские отношения Поместных Церквей. Таким образом, мы можем всему миру показать наше единство и нашу любовь. Мы с великой радостью приехали в столицу Украины, чтобы передать братское целование и любовь нашего Блаженнейшего Архиепископа Христодула и народа Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, который для нас является любимым братом во Христе».

Что желательно, на наш взгляд, отпавшим от Церкви раскольникам, ушедшим от Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви и дерзнувшим кощунственно назвать свои организации УАПЦ и УПЦ КП церквами? Молитвенно постараться искать Истину, помня, что все верующие обязаны стремиться к непогрешимости в вере, – как все обязаны достигать святости в жизни. Этого требует наша природа, чтобы знать истину как Истину; этого требует и само существо Истины, как откровения всесовершенного Бога; этого требует и конечная цель откровения — спасение человека. Но чтобы хранить божественную Истину в ее чистоте и целости, для этого недостаточно одного книжного знания Истины. Необходима благочестивая жизнь. Иудейские книжники считались знатоками Писания, обладателями ключей разумения, но тем не менее, по слову Иисуса Христа, оказались слепыми вождями, пребывающими в заблуждениях, не знающими ни Писания, ни силы Божией (Мф. 22, 29; 23, 13; Лк. 11, 52). Подобное может быть и, к сожалению, бывает и в наше время. Знание Писаний, рассуждения о догматах веры еще не дают ручательства в непогрешимом хранении истины Божией. Для этого нужно еще внутреннее (сердечное) познание, живое усвоение Истины, или устроение нашей внутренней жизни по руководству Истины. Глаголы жизни вечной становятся нам понятными только в той мере, в какой истины Откровения проводятся в нашу жизнь, становятся достоянием нашего внутреннего опыта и нашего сознания. Святая Мария Египетская провела 47 лет в пустыне в покаянии, и достигла такого совершенства, что, не учившись и не видав человеческого лица в продолжение всего пребывания в пустыне, говорила словами Святого Писания, во время молитвы сподоблялась возвыситься над землей. Об этом свидетельствует святой старец Зосима, встретивший случайно в пустыне святую подвижницу под конец ее жизни. Факт весьма удивительный и замечательный (Житие святой).

Кое-кто говорит нам: объединитесь и изберите себе одного Предстоятеля. А разве можно объединить Христову Истину с ложью?
В этой статье мы говорили о некоторых грубых богословско-канонических преступлениях раскольников перед Церковью. Нужно покаяться во лжи и принести достойные плоды покаяния. И если случится, что Филарет и подобные ему придут в себя, то Церковь, по-видимому, предложит им принести публичное покаяние. В одной из тайноводственных исповедных молитв есть такие слова: «примири, и соедини его (кающегося) святей Твоей Церкви, о Христе Иисусе Господе нашем...» (Требник). Как видим, в этой молитве сказано «соедини», а не «объедини».
Смирение и покаяние, благочестивая жизнь, послушание святой Церкви Христовой – единственный путь присоединения к спасительной Церкви.

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»