В Ташкенте «вырубают» историю

К оглавлению "Актуальные темы"
К оглавлению "Политическая безопасность"

Справка KM.RU
Известные люди о трагических событиях в Андижане (по материалам РИА «Новости»).
Александр Абдулов: «У меня сложилось впечатление, что людям, организовавшим и «бархатные революции», и мятеж в Узбекистане, на самом деле необходимо в очередной раз всех нас разделить. Иными словами, добить. Чтобы единое пространство, которое, хотим мы того или нет, продолжает сегодня существовать в умах и сердцах, окончательно рассыпалось. И мы бы тихо умирали поодиночке».
Режиссер Али Хамраев: «Душа ташкентца начала формироваться во время Второй мировой войны: во время войны в Ташкенте на каждом квадратном метре – чердаках, каких-то пристройках, коридорах, школьных классах – жили люди за занавесочкой или куском фанеры, проявляя взаимопонимание, уважение друг к другу... Даже когда порушился Советский Союз, когда появились визы, у ташкентцев, всех, кто разбросан по всему миру, в душе – безвизовое пространство. Мы встречаемся, обнимаемся, вспоминаем, плачем и любим наш Ташкент».
В столице Узбекистана продолжается планомерное уничтожение памятников истории и культуры, так или иначе связанных с общим советским прошлым. Прошло меньше года со дня сноса монумента Дружбы народов в центре Ташкента и увоза его в неизвестном направлении, как появились новые «сводки с фронта». Причем на этот раз власти города не смутило и то, что памятник и старше СССР, и родом совсем из другой эпохи.

22 ноября РИА «Новости» передало, что в городе снесено здание бывшей церкви при учительской семинарии, построенное в конце XIX века по проекту известного российского архитектора Алексея Бенуа. Церковь во имя благоверного великого князя Александра Невского была построена неподалеку от учительской семинарии в 1898 году.

По проектам Бенуа в Ташкенте возведены здания мужской гимназии, католической кирхи и дворца великого князя Николая Константиновича Романова. В годы советской власти учительскую семинарию снесли, а церковь оставили, убрав с нее купола. На протяжении ряда лет здесь размещалась публичная библиотека, затем здание заняли коммерческие банки. При этом храм продолжал оставаться в реестре памятников, охраняемых государством. Что будет теперь построено на месте церкви – не уточняется.

В этот же день источник агентства в Минобороны Узбекистана сообщил, что в Парке боевой славы в Ташкенте демонтированы монумент защитнику Родины, установленный в 1973 году, и пьедесталы с бюстами советских военных деятелей. В течение субботы-воскресенья из парка была вывезена вся военная техника, экспонировавшаяся в парке, – самолеты Миг-15 и Миг-21, «катюша», танки, ракеты, пушки. Официальной причиной разборки экспозиции названа реконструкция в парке.

Однако собеседник агентства считает, что установленные в советский период в парке монументы, бюсты и образцы военной техники не совпадали с содержанием экспозиции музея Вооруженных сил, находящемся в пределах парка.

По его словам, экспозиция музея должна отражать историю Вооруженных сил и военного искусства народов Центральной Азии, а также современный период развития Вооруженных сил Республики Узбекистан.

В частности, экспозиция «Военное искусство эпохи Тимуридов» посвящена военному искусству выдающегося государственного деятеля и полководца эмира Тимура и его эпохи. Центральное место занимает диорама «Третий поход Тимура против Тохтамыша». В разделе «Международное военное сотрудничество» представлены материалы о международных военных учениях в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира». Участию воинов Узбекистана в Великой Отечественной войне посвящена отдельная экспозиция, и вся память о войне, по замыслу устроителей, должна ограничиться здесь.

Памяти, по-видимому, не бывает слишком мало, ее бывает слишком много.

Напомним, что в ночь с 11 на 12 апреля 2008 года в Ташкенте был снесен монумент Дружбы народов – памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот из разных республик СССР и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

Монумент работы скульптора Д.Рябичева, архитекторов Л.Адамова и С.Адылова был установлен 26 мая 1982 года на площади Дружбы народов.

В центре монумента располагалась скульптурная композиция, запечатлевшая семью – бронзовые фигуры кузнеца Шамахмудова и его жены Бахри-ола в окружении усыновленных детей, потерявших родителей на войне. Над скульптурной группой поднимались 5 высоких стел, схваченных поверху кольцом, на которых были отчеканены гербы союзных республик. Венчал сооружение герб СССР.

В ночь с 11 на 12 апреля 2008 года памятник был снесен. Официальной причиной стало решение властей о переименовании дворца Дружбы народов. Теперь он будет называться «Дворец Независимости».

Очевидцы рассказывали, что памятник ликвидировали в то время, когда в Узбекистане всегда сносят и ломают памятники, – вечером. Бригада рабочих с отбойными молотками и кувалдами в руках выламывала асфальт, превращала постамент в груды обломков. Поодаль стояли не решающиеся подойти поближе зрители.

Сайт nnm.ru приводит слова одного из свидетелей: «Человек в гражданской одежде, руководивший работами, сообщил мне, что памятник сносят не окончательно, а лишь перенесут на другое место – куда-то на Чиланзар (один из спальных районов Ташкента. – Прим. КМ.RU). «Что вы, такой памятник сносить...». Он пояснил, что на его месте будет разбита клумба с цветами. Причин, по которым возникла острая необходимость перетаскивать памятник Шамахмудовым, начальник назвать не смог, сославшись на свою неосведомленность.

22 ноября РИА «Новости» передало также, что в ноябре в Ташкенте были вырублены вековые платаны (чинары) в сквере Эмира Тимура, посаженные в конце XIX века.

Здесь надо отметить одну важную деталь: деревья, как и памятники, имеют свойство возрождаться. Как только спиливают дерево, из земли начинают тянуться новые ростки. Когда сносят памятники, на их месте возникают другие. Различие – лишь в том, что новому дереву для возрождения нужны солнце и влага, а новому памятнику, к сожалению, – война и горе.

Тимофей Богданов
Источник: KMnews

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»