А. ДМИТРУК: ПОГОВОРИМ НЕМНОГО О…

К оглавлению "Актуальные темы"
К оглавлению "Политическая безопасность"

1. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ

Поговорим немного о человечности. Нет, не о «правах человека», которые, увы, нередко оборачиваются вседозволенностью для злодеев. Поразмыслим о том, сколь ценен каждый из землян.

Не так давно я видел сценку. К лотку уличного продавца овощей подошла пара тех, кого обычно презрительно называют «бомжами», — слабых людей, то ли смолотых жерновами жизни, то ли уступивших самым грубым её соблазнам. Он и она, далеко не старые, но уже словно выжатые, едва бредущие... И вот — женщина, пошарив в карманах своей грязной куртки, наскребла там горсть мелочи. И купила у продавца красивый, яркий помидор. И — с неописуемой нежностью в глазах и в улыбке начала кормить своего потухшего спутника этим помидором. Уговаривала откусить кусочек… ещё… И счастье озарило её, когда любимый поел.

Не стоящий внимания эпизод? Ой ли! Меня он утвердил в моей давней мысли: даже последний бродяга в той же мере наделён человеческими чувствами, что и самый холёный баловень судьбы. Может быть, иногда — в большей мере… Нам ли судить, кто достойнее: увешанный орденами гордец-полководец или больничная нянечка, за копеечную плату годами смиренно обмывающая параличных?!

Когда-то невольным апологетом человеческого равенства стал «отец» рефлексологии, академик Павлов. На одном международном съезде учёных он заявил, что не видит разницы между мозгами белого и негра, бедняка и богача. Физиология становилась союзником тех, кто рушил вековые пирамиды расизма, боролся с делением людей на угнетателей и угнетённых. Ивана Петровича спросили: так что же, нет разницы между английским королём и простым лондонским докером? Павлов, не задумываясь, ответил: «Есть. Один из них приносит пользу…»

В Индии, в Бомбее я видел громадную прачечную под открытым небом. Склон из мягкой породы был, словно сотами, изрыт пещерками и окутан паром. В каждой ячейке этого ада, в каменном корыте мужчина-прачка стирал бельё. Согласно законам джати (этот термин правильнее, чем португальский — «каста»), деды этих мужчин стирали бельё в тех же норах, и внуки обречены стирать. Интересно, сколько при этом гибнет, не родившись в жизнь, врачей и художников, юристов и инженеров?..

Не будем торопиться осуждать — и лишать сочувствия. Современное общество превращает мир в кладбище неродившихся талантов, несозданных биографий, нерасцветших личностей. Признать за каждым обездоленным не меньший душевный потенциал, чем у наших друзей, сытых и уверенных профессионалов, живущих в хороших квартирах, — это и есть человечность.
Примерно одно и то же количество нервных клеток в мозгу миллиардера и нищего, эстрадной звезды и собирателя бутылок на пляже. Примерно одно число связей между этими клетками. Простая вещь, но о ней забывают…

Встретив того, кто, на первый взгляд, недостоин сочувствия и уважения, задумаемся: ПОЧЕМУ он таков? Да не я ли, равнодушный, — один из тех, кто виноват в его падении?
…А сонный, похмельный бродяга, прожевав помидор, улыбнулся своей женщине — и ушёл, обняв её за плечи. Может быть, через полчаса в каком-нибудь закутке дворов они уже бешено бранились или даже дрались. Но этот миг у овощного лотка высветил в глубине пропащих душ образ Божий.
Его и будем искать, любя в человеке — лучшее.

2. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ

Роль личности в истории… Наверное, нет темы, вокруг которой было бы сломано больше копий спорщиков. На одном полюсе — те, кто утверждает, что личность решает всё. Герой преобразует мир в соответствии со своими желаниями; великий человек — прежде всего могучий биологический индивид и оттого вожак по праву…

К сожалению, люди в большинстве, сознательно или бессознательно, тяготеют именно к этому полюсу. Только и слышишь вокруг себя, особенно в пору предвыборных конвульсий: «хозяин нужен, твёрдая рука, нет лидера, где наш Пиночет» и т. п. Увы, — твердящие всё это домохозяйки и таксисты, как правило, непоследовательны. За пять минут до того, как выразить тоску по «хозяину», любой из них может припомнить родственника, погибшего на Колыме…

Но главная беда «вождемании» даже не в том, что диктатура всегда может обернуться ночными арестами и лагерными бараками. Граждане, взыскующие «сильной руки», тем самым расписываются в своей трусости и безответственности. Ведь это же проще всего: переложить ответственность за весь ход событий в государстве на какие-нибудь одни, достаточно крепкие плечи — и вместо того, чтобы самому добиваться успеха в жизни, ждать подачек от лидера!

Он-де и накормит, и налоги снизит, и работу даст, и больших воров-олигархов покарает… (Идиотизм мелкого буржуа: он видит корень зла в наличии буржуа крупных, не понимая, что после ликвидации нынешних миллионеров из среды мелкого и среднего бизнеса быстро выделится новая кучка сверхбогачей — самых жёстких, беспощадных деляг, которые построят свой капитал, обирая и пуская по миру менее изворотливых).

Причём, как правило, на «должности» мессий и спасителей «назначаются» минутные фавориты толпы, субъекты по определению эгоистичные; не политики, а политиканы, пекущиеся лишь о своём банковском счёте.

Не понимая сути происходящих в обществе процессов, масса готова возложить все свои надежды на личность, незаурядную лишь своими хватательными рефлексами; купиться на трескуче-глупые лозунги или смазливое большеглазое личико… И вот — вполне рядовому существу приписывают качества полубога; даже и на заборах пишут: такой-то «спас Украину». Не то смешной идеализм, не то непростительная для взрослых людей наивность…

Говоря трезво, настоящий вожак потому и ведёт, что на него есть «социальный заказ»; что его свойства и таланты суть именно те, в которых сейчас нуждается общество. Недаром, и вовсе не для смеха, членов правительства у нас когда-то называли «слугами народа»; а слово «министр» в переводе с латыни как раз и значит — служитель… Лидер, по словам Георгия Плеханова, «не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода. В этом — всё его значение, в этом — вся его сила».

Подлинные вожаки-кукловоды нынешних событий скрыты, их лиц нет на биг-бордах. Но уж они-то точно (и им это хорошо известно) представляют определённую общественную силу, крупную буржуазию Запада. Те же, кто вертится у нас перед телекамерами, «вожди» в строгих костюмах или в платьях от Луи Виттона, — просто марионетки.

Правда, не простые, а достаточно зловещие. Этакие «куклы-убийцы» из кинотриллеров... Скрытые хозяева выбирают их именно за волчьи, хищные повадки — и награждают возможностью свободно пограбить Отечество... По мере возгорания и затухания восторгов обманутого «электората», кукол будут убирать за ширму, выставлять следующих, точно так же — не могущих и не желающих улучшить жизнь народа.

Правит и властвует класс — в данном случае, класс влиятельных американо-европейских капиталистов. И, пока его самовластью не будет противопоставлена мощь другого класса, пока не сменится решительно общественно-экономическая формация, — всякие надежды на «барина», который «вот приедет и рассудит», тщетны и неразумны. Все вновь являющиеся «баре» будут слугами своих нанимателей, а их благие обещания —демагогией. Лишь патриотически настроенный, передовой, идущий в гору класс у руля державы даст честных и полезных руководителей.

Пётр Первый в XV столетии, когда ещё не сложился поддержавший петровские реформы класс служилого дворянства, способный потеснить бояр-вотчинников, — Пётр остался бы в истории разве что крутым, вспыльчивым великим князем… вероятнее всего, убитым в юности теми же боярами. Наполеон Бонапарт, родись он не в пору утверждения французских купцов и фабрикантов, требовавших расширения рынков, а в славную эпоху Людовика XIV, — Наполеон, мелкий корсиканский дворянчик, среди всесильных титулованных феодалов дослужился бы, в лучшем случае, к концу жизни до маршала, как д’Артаньян.

Владимир Ульянов, стань он взрослым за полвека до того, как в России возникла революционная ситуация, окончил бы свои дни неплохим адвокатом, быть может, даже знаменитым юристом вроде Анатолия Кони. Нет заказа эпохи, нет подходящих обстоятельств, нет класса, жаждущего самоутверждения и первенства в обществе — не будет и лидера. Вернее, он будет ходить по улицам рядом с нами, но никогда не проедет мимо с эскортом…
Универсальный гений Пушкина постиг эту связь интуитивно. Ещё в лицее юный Александр писал («К портрету Чаадаева»):

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,
А здесь он офицер гусарский.

А напоследок напомню формулу соотношения «личность — общество», выработанную ещё две тысячи лет назад. Она — предупреждение тем, кто, придя к власти на гребне общественных процессов, использует полученную силу во зло. Вот эти слова: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (От Матфея 18:7).
3. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ
Посмотрите, какие жуткие финансовые игры идут по всему миру. И мы с вами в них — не игроки, а те самые персонажи компьютерной игры, которых преспокойно расстреливает настоящий Игрок. Вот только в данном случае действительность не виртуальна…
С чего всё началось? Да с появления религии, не зарегистрированной ни в одной из энциклопедий. С религии Раскрашенных Бумажек! Вернее, поначалу это были не бумажки, а, скажем, связки раковин-каури или здоровенные каменные круги, которые ставили на земельных участках в знак того, что данный участок — МОЙ! Потом всё вытеснили маленькие металлические кружочки. Они стали универсальным обменным товаром — то есть, такой штукой, на которую люди условились (вот первый шаг к религии!) обменивать и хлеб, и воду, и землю… и самих себя!
Наиболее ценным металлом считалось золото (вот ещё один шаг к религии!): его-де и не слишком много добывают, и не ржавеет оно, и вообще кажется вечно новым. Просто магическое вещество! Оттого золотые монеты быстро обрели статус самых дорогих. Но ведь золото, кроме всего прочего, ещё и весьма тяжёлый металл. Много его с собой не возьмёшь. А если речь идёт об операциях с миллионами монет?.. Так появился самый универсальный обменный товар. Бумажные деньги.
Правда, с лёгкой руки тамплиеров они стали заменяться чеками, аккредитивами, сберкнижками, позднее — кредитными карточками. Но это всё, так сказать, священные тексты, а не сами божества. Рядовому продавцу-покупателю подавай капусту. Хрустики. Зелёные. Бабки… словом, зримые и ощутимые иконы достатка!
Итак, родилась религия Денег, отсюда и все чудеса. Ну, что такое инфляция — с религиозной точки зрения? А вот что. Люди обожествляют раскрашенные бумажки, хотят иметь их побольше. Пользуясь этим, жулики-банкиры и подонки у власти однажды выпускают куда больше бумажек, чем их могут обеспечить золотой запас страны и все хозяйственные активы. То есть, уже просто нет достаточного количества обычных товаров для обмена на универсальные.
И что происходит? Народу объявляют (или не объявляют, а делают это втихаря), что отныне кусок мыла будет стоить не 10, а 50 бумажек. Роскошное решение! Число разрисованных листочков опять приводится в соответствие с количеством зерна, ботинок, сахара, стиральных машин и пачек анальгина. Другое дело, что зарплаты и пенсии могут не успеть преобразиться в более толстые пачки бумажек. Да на это банкиры и президенты — ноль внимания. Берите ваших идолов, ваши карманные образки, где хотите…
Вот чисто религиозное объяснение одного московского экономиста (профессора!) касательно того, отчего разбухает доллар, а рубли и гривны валятся. «Сейчас не столько растёт доллар, сколько падают другие валюты...
Объективных фундаментальных экономических причин для роста доллара в нашей стране нет (вот так! — А. Д.); это, в первую очередь, связано с экономическим кризисом в самой Америке. В связи с этим, действительно, нужно признать, что идет ослабление национальных валют других стран. Инвестиционные компании по всему миру боятся рисков, и поэтому долларовые активы на сегодняшний день представляются самыми надежными». Прелесть какая, а? Это уже прямо из времён Средневековья. Такая-то икона «намоленная», ей все кланяются в пояс, она чудотворная, зубную боль лечит и при родах помогает… а ты куда со своим самодельным складнем? Да мы нашу заступницу и за сто таких не отдадим… давай тысячу, тогда поторгуемся!
…Не пора ли нам становиться атеистами в отношении денег? И твёрдой рукой вести страну в то будущее, где и труд, и его продукт будут иметь НАСТОЯЩУЮ цену — цену нашего интеллекта, творчества, пота?! А то ведь снова жди кризисов, как этих чёртовых астероидов… Стыдно для третьего тысячелетия. Согласны?
4. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ

Вот отрывок из статьи о самом современном из «нострадамусов» — человеке, который благодаря научному методу мышления, без всякой мистики, сумел-таки лучше других заглянуть в будущее.
«Ни один из пророков не добивался при жизни такой известности, как английский писатель Артур Кларк, который уже несколько десятилетий живет в Шри-Ланке.
Слава Кларка заслуженна и объясняется просто: большинство его прогнозов сбывается в указанные сроки…

В годы Второй мировой войны Артур Кларк служил в британских ВВС и, когда отгремели залпы, сделал несколько прогнозов, основанных на хорошем понимании технических систем и возможностей их развития. Молодой офицер угадал появление радиолокации для поиска ракет и самолётов и указал надежные частотные диапазоны. Он вошел во вкус и, вступив на литературную стезю, вот уже несколько десятилетий публикует сводку ожидаемых научных прорывов…

В числе сбывшихся предсказаний — расположение спутников связи на геостационарной орбите (на Западе её называют «орбитой Кларка»), появление Всемирной библиотеки под названием Интернет, машинный перевод, развитие атомной энергетики и автоматики, прогресс антибиотиков и ЭВМ, работы по искусственному разуму, высадка человека на Луне (с незначительной ошибкой в дате)»…

Стоп, стоп! Относительно полёта на Луну мистер Кларк ошибся значительно. Да, конечно, дату он указал почти правильно — 1967 год. Ошибка в другом. По мнению фантаста, Луны должны были достигнуть русские — в честь «пятидесятилетия своей революции». А достигли американцы…

Можно вполне допустить, что в основном оправдаются технические пророчества Кларка на текущий век. «2020 — искусственный интеллект достигнет уровня человеческого, на Земле будут сосуществовать два вида разума… 2023 — клонирование динозавров благодаря воспроизведенной на компьютере структуре ДНК. Мелкие особи динозавров заменят сторожевых собак… 2050 — массовое замораживание людей, которые в крионическом сне устремляются в будущее. 2051 — поселения на Луне для пенсионеров, которым прописана низкая гравитация». И смело, и потешно — по принципу «а почему бы и нет?». Почтенные пенсионеры, гуляющие по лунному морю с верными динозаврами на поводке, в сопровождении роботов-лакеев с пледом и термосом, перед тем, как уснуть до тех пор, пока не будет побеждена старость…

Но вот прогноз другого рода. «2009 — в одной из стран третьего мира взорвётся атомная бомба, после чего ООН примет решение об уничтожении ядерного оружия». Такая же дань прекраснодушной наивности старого мечтателя, как и советская экспедиция на Луну в 1967-м! Увы, в 60-х годах развитие космических программ и иных высоких (скажем, компьютерных) технологий в СССР уже тормозилось теми силами, которые через четверть века уничтожили великую страну. С другой стороны, начало ХХІ столетия отнюдь не ознаменовалось тем прогрессом общественных отношений, который мог бы дать ООН силу руководить мировыми событиями. В чудовищные термоядерные боеголовки вложены слишком — непомерно! — большие средства, чтобы их можно было ликвидировать декретом миролюбивых дядей, заседающих в Нью-Йорке. Опять-таки, мечта седого либерала, всерьёз верящего в демократию и либерализм…

Словом, если предсказания, касающиеся материальной стороны цивилизации, ещё могут удаваться талантливым эрудитам, зорко следящим за тенденциями прогресса, — то уж в плане социальном и политическом мало кто оказывался прозорливцем. Потому что за подводными течениями в океане человечества следить труднее, чем за видимым всем развитием машин, транспорта и сферы услуг. Кто, какой пророк мог узреть в грядущем фанатичный Иран во главе с имамом, восседающим в соборной мечети под охраной кружащихся истребителей? Кто мог себе представить феномен «красных кхмеров», за четыре года истребивших треть населения родной страны? Или распад Югославии на десяток средневековых княжеств? Кларк об этом не писал…
Будущее чревато сюрпризами, и далеко не всегда они лежат в области техники. Будем готовы к тому, что мир завтрашнего дня может оказаться абсолютно неожиданным. И постараемся не впасть в панику, уже названную психологами «футур-шоком» — ударом грядущего…
С Новым годом!

5. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ

Как-то уж повелось на нашей земле издавна — в мартовских номерах журналов говорить о женщинах… Не изменим хорошему обычаю — и скажем своё слово.

Милые дамы! Любые поздравления, восхваления и бородатые шутки по поводу мужей, угорающих в светлый мартовский день на кухне, уже давно банальны. Кто хотел их услышать ещё раз, наверняка выслушал от мужей, сыновей, «бой-френдов» и т. п. Будучи истинным ценителем женщин, подчеркну лишь своё преклонение перед силой Инь, она же энергия Шакти, — женской энергией Вселенной. И повторю то, что говорил и писал множество раз: от настоящих женщин никогда в жизни я ничего, кроме добра, не видел…

Значит, есть и ненастоящие, спросите вы? От природы — нет: настоящие все. Но — и это моё предупреждение считайте моим весеннним подарком, леди, — надвигается сила, очень успешно и массово выхолащивающая в ваших беззащитных душах всё женское. Всё истинное; то, что тысячи лет подряд служило предметом мужских восторгов, прекрасных статуй, опер и поэм.
Надвигается ваше превращение в вещи.

Тупозрячие «мыслители» немецкого Третьего рейха, ничтоже сумняшеся, превращали не то что что в вещи, а прямо в инструменты и мужчин, и женщин. Первым было назначено умереть, с оружием в руках расширяя «жизненное пространство»; вторым — родить и выкормить следующее поколение смертников. «Нация — всё, личность — ничто». Светлые волосы, голубые глаза, покорность и широкие бёдра — от арийской домашней богини больше ничего и не требовалось.

Помните трофейный фильм «Женщина моей мечты»? Выпущенный на исходе Второй мировой войны, он на удивление мирный. Даже странно на первый взгляд: чистенькая мещанская Германия, ни союзнических бомбардировок, ни призывов умереть за фюрера. И вместе с тем, фильм насквозь фашистский. Героиня звезды рейха Марики Рокк, известная певица Юлия Кёстнер, только о том и мечтает, как бы бросить сцену и осесть у плиты, варить суп любимому мужу-инженеру. Всё, что выходит за пределы «кирхе-кюхе-киндер», — развитие ума и души, любимое дело, творчество, — всё это от лукавого, лишнее. Полное сведение всей женской (а значит, человеческой) сложности к первобытному примитиву…

Перед вами, дорогие дамы, опасность пострашнее. Она не столь откровенна; она коварно прикрыта словоблудием либерализма, трескотнёй о женской и сексуальной свободе; она ярко изукрашена ширпотребом от ведущих фирм. Опасность стать не просто вещью, а машиной потребления.

Есть такой, очень милый, российский телеканал — «Ностальгия». Я его часто смотрю. Многие фильмы и программы там отвечают понятию ностальгии, как светлого сожаления о прошлом. Но есть, увы, печальные исключения (наверное, продюсер всё же достаточно «современен» для того, чтобы втихаря ненавидеть это самое прошлое). Вот — модная московская мулатка, которая уже много лет полощет зрителям мозги откровениями «про это», восклицает с пафосом: «Было время, когда единственным украшением женщины считалась её скромность»…

Как человек, проживший в СССР очень много лет, и неплохих лет, утверждаю: не было такого времени! Женщины всегда великолепно украшали себя, и 30, и 50 лет назад, в соответствии с модой. Ну, пусть их косметика не называлась «Мэри Кей», а платья были не от Версаче, — но мы, мальчики и молодые мужчины, как положено, влюблялись в своих подруг, пахнувших духами «Красная Москва» и носивших «начёс» а ля Брижитт Бардо… Зато — уж точно чего не было! — нашим подругам не предлагался в качестве образца — облик преуспевающей шлюхи.

У этого стереотипа есть нижний горизонт (ниже падать некуда). Порномодель, анатомический экспонат, полностью лишённый статуса личности. Не знаю, как их вербуют, этих натурщиц (нередко хорошеньких, мужикам — серенады бы им петь под окошком, а не!..), чем их соблазняют, — но… Ужас порнографии не в том, о чём говорят врачи и психологи, — не в разного рода лихорадках на половой почве. Мужчина перестаёт видеть в женщине — личность, равную, наделённую всеми человеческими правами. Набор приспособлений для мужской утехи, не более. Нечто — вровень с доброй выпивкой, рыбалкой или коллективным «болением» на стадионе. Страшнее того: женщина, приняв порнографию, как нормальную часть жизни, начинает сама в себе видеть неодушевлённый предмет. Ах, я — приспособление? Ну, так содержите меня, как надо содержать полезную вещь, автомобиль или моторную лодку; питайте, чистите, украшайте, обеспечьте ежедневный уход…

«Вещь… да, вещь. Они правы, я вещь, а не человек». Русскую женщину Ларису Огудалову это чудовищное осознание убивает; она благодарит Карандышева за смертельный выстрел. Многие наши современницы Ларису бы высмеяли: вона, Кнуров с толстым кошелем в Париж приглашает, чего ещё желать дуре!.. От роли порнонатурщицы в сессиях Интернета — один лишь только шаг до уровня «звёздности», трескучей барабанной славы. До уровня вещи всеобщей.

Безголосые, зато умеющие вертеть упругими ягодицами певички, «поющие трусы» с их бордельными телодвижениями и убогими текстами. Светские скандалистки, славные лишь публичным купанием в шампанском, однако объявленные в прессе сразу актрисами, телеведущими и писательницами. И всё это, растиражированное в целом космосе сайтов, телешоу, «гламурных» журналов, с силой парового молота обрушивается на миллионы женских голов. Ваших голов, дорогие подруги и спутницы.

«Если ты не такая, ты неудачница». — «Выпотроши друга, любовника, мужа, — у тебя должен быть лак для ногтей, как у Пэрис Хилтон, иначе ты клуша, провинциалка!» — «Неважно, чем ты занимаешься, никому не интересны твои мысли, твои чувства, — ты должна себя вести, одеваться, причёсываться, говорить, танцевать, краситься, как нынешние кумиры толпы!» — «Продавайся, пока есть что продать!..»

…А кто беден, кто не может себе позволить достойное Эллочки-людоедки обезьянничанье с очередных «дочерей Вандербильта», — пусть землю грызёт, пусть пробивается… нет, не в учёные, конструкторы, поэтессы, серьёзные актрисы, — в содержанки! Пока ещё упруги ягодицы… Женщина аморальная — идеал торговых фирм.

И самое страшное, когда вы — разумные, стыдливые, верные в любви, русские женщины — женщины, ещё двадцать лет назад не видевшие ничего ненормального в том, чтобы вровень с мужчинами творить, исследовать, строить, — вы начинаете задумываться: да, может, мы и вправду какие-то… ископаемые? Да разве же так надо жить? Поневоле задумаешься, когда над неприбыльными робостью и чистотой хохочут, а цинизм и распутство проповедуют железными глотками со всех сторон…

Чтобы не сокращался рынок бессмысленных покупок; чтобы разорялись рабы-мужья и ликовали пустоголовые жёны на безумной распродаже помад, колготок и презервативов. Вон, фильм уже вышел, реклама просто оглушительная: «Признания шопоголика». Из рецензии: «Молодая девушка, помешанная на шопинге и дорогой одежде, живёт в состоянии войны между своим банковским лимитом и искушениями большого города…» Вот где проблемы!! Не то, что у ткачихи Тани Морозовой из «Светлого пути» или юной звеньевой Даши Шелест из «Кубанских казаков»…

Кстати, о них. Чёрт возьми, — ведь женщины из парадных, сказочных, тысячу раз обруганных ранне-советских фильмов не были ни «синими чулками», ни бесполыми жрицами станка, комбайна или самолётного штурвала! Это образы-то Орловой, Целиковской, Серовой или Ладыниной ничем не были украшены, кроме скромности?! Ну да, у каждой из них в жизни была цель — помимо определяемой полом. Они не только уловляли в свои сети любимых мужчин (между прочим, блистательные образцы мужской породы!); они учились, овладевали профессиями, становились героинями мира и войны.

Но неужели этих красавиц уродовали очки трактористки или шлем лётчицы? Неужели было что-то патологичное в желании здоровых, молодых, щедро одарённых природой женщин отдать свои силы, потенциал своих (ей-Богу, не худших, чем мужские!) мозгов — любимому делу, а не кокетству и альковным играм?! Неужто ничего лучшего не уготовал жещинам двадцать первый век, чем участь зомби, управляемых ловкими торгашами?!
Задумайтесь лучше над этим, милые соотечественницы.

6. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ

«Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.» (Книга Екклесиаста, или Проповедника, І, 10.) О многих вещах принято говорить, как о новоизобретённых, возникших в обозримое или совсем недавнее историческое время. Но стоит копнуть…
О чём это я? Да о празднике Первого мая. Впрочем, не только о нём…

Когда нам объясняли в младших классах школы, что красное знамя — символ пролетарской крови, пролитой во время революций, это было лишь крошечной частичкой правды. Когда современный журналист пишет: «Происхождение красного знамени, или как назвали его Ильф и Петров, «флаг клубничного цвета» — тёмная история.

Но в Европе с красными флагами стали ходить, подражая Советской России», — он демонстрирует невежество, непростительное даже для нашего дикарского времени. Знамёна алого цвета реют над Землёй с глубочайшей древности; это — колер победы или тревоги, знак нового учения или воинской доблести, в общем, самых сильных общественных чувств. Согласно древнеиндийской «Махабхарате», пять тысяч лет назад в битве при Курукшетре храбрый воин Арджуна поднял над своей колесницей красный флаг с изображением волшебной обезьяны, Ханумана. Огромным красным знаменем снабдил на своей картине знаток восточных мифов, Николай Рерих, царя волшебной страны Шамбалы Ригдена Джапо. С этим символом могучий Ригден верхом на коне поскачет по Земле в день конца мира и последнего суда, перед рождением новой Вселенной…

Алый цвет был священным для маздакитов, борцов за равенство и справедливость в шахском Иране полуторатысячелетней давности. В иконописном каноне Византии есть красный флаг, он зовётся «знаменем Воскресения». Под красным знаменем бились не только советские солдаты в последней (надеюсь) мировой войне, но и князь Игорь Святославич, герой «Слова о полку Игореве», и князь Дмитрий Донской на Куликовом поле! Только прежде багряный стяг с ликом Христа именовался — хоругвь…

И то же самое, в принципе, можно сказать почти что о любом символе, который стремятся объявить сиюминутным, привязать к определённой политической группировке и, в зависимости от своих симпатий, расхвалить или оплевать мыслители газетного уровня.
Пятиконечная звезда — «изобретение» большевиков, обозначающее союз рабочих пяти континентов? Объяснение для детского сада!
Звезда о пяти концах, она же пентаграмма или пентакль, в древнем Китае символизировала цикл взаимодействия пяти основных элементов мира. (Кстати, флаг социалистического Китая, золотые звёзды на красном, наследует сакральную цветовую гамму Китая императорского: огонь (красное) рождает жёлтое (землю); это сочетание можно увидеть в старинных китайских дворцах, где золотисто-жёлтые крыши лежат на красных колоннах.) В христианстве тот же знак обозначал пять ран Спасителя, полученных Им на кресте. Вместе с тем, пентаграмма в европейской эзотерике — воплощение власти мага над духами, а стало быть, силы и власти; именно поэтому пятиконечная звезда изображена на флагах и погонах многих стран мира. Пентаграмма, направленная остриём кверху, — знак светлых сил; остриём книзу — чёрных.

…Чуть не забыл о празднике Первого мая! Да, конечно, энциклопедии правы: «днём солидарности трудящихся» эта дата стала по решению Парижского конгресса ІІ Интернационала в 1889 году, в память о первомайских боях чикагских рабочих с полицией. Но… майские шесты, украшенные лентами и цветами, и майские костры, через которые прыгали девушки с парнями совсем, как у нас на Ивана Купала, видела Европа и за сотни лет до того! А ревнивая католическая церковь в порядке «борьбы с язычеством» объявила ночь под первое мая временем всевластия бесов… Ну, совсем, как нынешние либеральные кликуши, зовущие всё советское — делом сатаны!

Впрочем, касательно Первомая есть и более смелые гипотезы. Французский исследователь древних цивилизаций Роббер Шарру, так тот вообще предположил, что майские костры на Атлантическом побережье зажигают не просто в честь прихода самого яркого весеннего месяца, а… в память о случившейся 15 тысяч лет назад, в этот самый день, высадке уцелевших жителей Атлантиды на европейский континент.

Не будем спешить с насмешками и отрицанием. Корни любого принятого символа глубоки, и неспроста люди придают тем или иным изображениям (обычаям, традициям) особую важность. Только профан довольствуется внешним объяснением…
С первомайским приветом, ваш Андрей Дмитрук.

7. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ

Верите ли вы в близкий конец света?
Когда об этом врач-психиатр спросил Швейка, бравый солдат немедля ответил:
— Сначала я должен увидеть этот конец.

Надеюсь, вы мыслите не менее трезво, чем любимый герой Гашека. Но в таком случае, вы смелый и самостоятельный человек. Поскольку верить в скорую (обязательно скорую, иначе кого она взволнует?) гибель мира — неотъемлемое свойство очень и очень многих. Кто попроще, как сваха из «Женитьбы Бальзаминова», — тот разносит слухи о том, что-де «земля налетит на небесную ось». Кто числит себя по ведомству интеллигенции, выбирает какой-нибудь сложный космический или экологический прогноз. Есть даже столь изысканные (для гурманов) предсказания, как пророчество антивирусной лаборатории Касперского: «3 февраля 2006 года может стать последним днём для сотен тысяч персональных компьютеров». Правда, ваш покорный слуга прочёл об этом в Интернете, когда готовил нынешний номер журнала. И пользовался при этом своим верным ПК…

В том-то и особенность всех (без исключения!) апокалипсических обещаний, что они не сбываются. И, собственно, не может быть иначе. Иначе я бы сейчас не имел удовольствия беседовать с вами. Причём, игра эта — в запугивание самих себя завтрашней мировой катастрофой — очень, очень давняя. Кажется, первые христиане в самом скором времени ждали второго пришествия мессии и его суда над всем человечеством. (Правда, это скорее было не запугивание, а самоутешение: ведь сторонникам Распятого надлежало попасть в число спасённых и вечно блаженствовать в раю).

Далее были: «назначение» конца земных дней на 156 год сектой монтанистов; ужаснувший всю Европу год 999, канун конца тысячелетия; откровение православным богословам насчёт рокового 1492 года, когда «исполнится семь тысяч лет от сотворения мира»; ожидание в США паствой проповедника Уильяма Миллера Судного дня сначала дважды в 1843 году, затем дважды в 1844… Сей список можно было бы продолжать очень долго, у меня выписано до пары сотен панических предвещаний, в том числе сделанных и столь солидными людьми, как Айзек Ньютон (кстати, считавший свои математические выкладки чуть ли не хобби в сравнении с серьёзным занятием — толкованием Библии). В последний раз от грядущего гнева небес прятались под землёй в мае нынешнего года наивные пензяки, братия «пророка» Петра Кузнецова. Но я хочу сказать не об этом.

«Стыдно не меняться», писал когда-то самый горький из русских поэтов, Николай Некрасов. И вправду, стыдно. Тем более, за тысячу лет. Но, тем не менее, люди не меняются —в своём позорном невежестве и легковерии. Я уже поминал 999 год, в преддверии которого бароны для спасения души завещали своё имущество монастырям, а монахи молились денно и нощно. Страшное дело: канун круглой даты, три девятки перед единицей с тремя нолями!.. Однако на исходе века двадцатого, кажется, и школьники уже знали, что счёт лет от Рождества Христова вполне условен; что, если это Рождество и состоялось, то никак не позднее 7 года до начала нашей эры, — то есть, от рождения исторического Христа следует считать не 1999, а 2006 год…

И тем не менее! Астрологи Мухортов, Прийма, Проскуряков, Шевченко; американские исследователи Библии Фарин, Бойет, Стэнт, Майерс и Трейлер; тайваньский врач Хо Мин Чен и японский религиозный лидер Сёку Асахара; российские контактёры из Озёрска и московская блаженная (!!) с Комсомольской площади, — вся эта разношёрстная компания назвала финалом мировой истории предпоследний год столетия!..

Однако занятнее всего тот факт, что нынешние блаженные и кликуши, в отличие от древних, всё-таки окончили, как минимум, среднюю школу — и потому склонны обставлять свои страхи неким наукообразием. Привычным из популярной литературы словесным декором. Уж сколько было подобной терминологии в учении «Белого братства», как вы помните, ждавшего конца света осенью 1993 года на Софийской площади… и дождавшегося милицейских «воронков»! Недаром основатель братства подвизался в области кибернетики…

Прямо-таки перелагают люди тёмные откровения Иоанна Богослова на язык электронной техники. И описанный, мол, в Апокалипсисе «образ Зверя» — это большой компьютер, правящий миром; и «начертание на правую руку их или на чело их» — не что иное, как вживлённые микрочипы, с помощью которых людей превратят в управляемые автоматы; и все персональные коды, безусловно, от сатаны. И даже невинные и весьма полезные мобильные телефоны, с лёгкой руки Стивена Кинга, превращаются в орудия порабощения или убийства…

А тут ещё американское кино ужасов, воистину ставшее, с помощью компьютерных эффектов, особой реальностью, — кино подливает масла в огонь. Столько мы уже видели на домашнем экране (и видим каждый день) оживших мумий, посланников дьявола, свирепых зомби и прочей бесовщины, что даже твёрдые скептики могут усомниться: а нет ли и в самом деле чего-нибудь подобного на свете? Не шлёт ли День, предсказанный издревле, своих чудовищных вестников таким образом?! Вон, в эфире всемирный потоп следует за обледенением, вторжение инопланетян-разрушителей за нашествием расы драконов… что, если именно так, через буйную фантазию киношников, стучится к нам Апокалипсис?

И, видит Бог, далеко не у каждого телезрителя хватает ума сообразить: да ведь вся индустрия «ужастиков» вызвана к жизни одной причиной: необходимостью приукрасить реальный мир! Очень просто — по контрасту с миром экранным. Бешеный рост цен, отморозки-наркоманы на улицах, угроза потери работы, — ведь это же просто щекотка в сравнении с идущим на город 100-градусным морозом или восстанием мертвецов!..

Вот так нами и управляют. Без микрочипов и мобильников. Через страх. Страх перед тем, что этот, весьма несовершенный мир может стать ещё хуже. Намного хуже. Может стать смертельно опасным, губительным. И, более того, обязательно станет… когда там? В декабре 2012 года, согласно прогнозам древних майя, или 13 апреля 2029, когда в Землю врежется астероид 2004 MN4?.. В общем, трепещите, человеки… и спешите, пока живётся, покупать новые товары, пить энергетический напиток «Burn» и заменить свою обычную ванну роскошной джакузи.

Страх перед концом света поддерживает коммерцию.
Страх перед концом света бережёт власть от мятежей. Какой смысл восставать на правящую страной клику казнокрадов, если через пару лет конец и нам, и им?..
…А знаете ли вы, что такое — надвигающаяся катастрофа износа основных фондов? Если нет, вчитайтесь в ежемесячные сообщения о рухнувших щахтах, о сотнях людей, погибших под завалами.
Вспомните, что большинство водопроводных и газовых труб под городом, электрических кабелей и рельсов на железных дорогах, станков на заводах — не меняли на новые со времён Советской власти. Что плотины водохранилищ и опоры речных мостов не просто требуют ремонта — кричат о нём! И не получают…
Вот это — реально. И это мы с вами можем остановить. Если захотим. Если излечимся от пустых, выдуманных страхов и возьмёмся наводить порядок в собственном доме.

8. СЛОВО ПИСАТЕЛЯ

В этом году ему могло бы сравняться сто лет. Вполне могло бы, поскольку этот человек был необычайно могуч — интеллектуально и физически. Сам Иван Антонович (по паспорту — Антипович) сравнивал себя с броненосцем. Правда, с кораблём, чьи машины дают перебои. У него были проблемы с сердцем. Они и привели к относительно ранней смерти писателя. Кстати, это второй юбилей нынешнего года — 35 лет со дня ухода Ивана Ефремова…

Он был подобен титанам-энциклопедистам эпохи Возрождения — недаром его концепцию будущего, изложенную в романах, критики называли «идеалами нового Ренессанса»… Потомок рода старообрядцев, выходец из деревни Вырица Санкт-Петербургской губернии, Иван начал свою взрослую жизнь, странствуя по морям. Затем восторжествовала страсть к познанию: бывший матрос стал студентом. Уже тогда его волновали запредельные дали времени и пространства, эволюция живого на Земле…

Ко времени окончания (экстерном) геологоразведочного факультета горного института в Ленинграде Ефремов успел побывать в нескольких палеонтологических экспедициях. Прошли годы напряжённого труда, и доктор биологических наук (в 30 лет!), профессор Ефремов сам возглавил многие экспедиции. В пустыне Гоби он открыл гигантские кладбища костей динозавров. Основав новую науку об ископаемых остатках живого, тафономию, был удостоен Государственной премии СССР. Но это была лишь одна сторона жизни Ивана Антоновича — хотя и её хватило бы, чтобы заполнить несколько рядовых жизней…

Ефремов писал — и при этом, работая над рассказами, романами, повестями, готовился к ним с такой основательностью, что обрёл воистину необъятную эрудицию. Индийская йога и античная философия, космонавтика и новые формы искусства, наука о Вселенной и законы общественного развития, — вот далеко не полный перечень направлений его мысли, не считая «родных» палеонтологии и теории эволюции… Мы не будем перечислять книги Ивана Антоновича, давать им характеристику, — на это есть множество исследований. Скажем лишь, что человек, впервые в советской литературе создавший великие утопии, описавший далёкое, тысячелетнее будущее (да, собственно, и в мире-то было очень мало удачных попыток сделать это), чрезвычайно чутко воспринимал современность. Более того, самые смелые ефремовские прогнозы были напрямую связаны с событиями сегодняшнего дня и обусловлены мощными импульсами из прошлого.

Нет сомнения в том, что «Туманность Андромеды», колоссальное полотно, с непревзойдённым до сих пор мастерством показывающее жизнь единой коммунистической Земли грядущего, недаром родилась в тот же год, когда был запущен первый советский искусственный спутник. (Вот ещё один великолепный юбилей, о котором мы упомянем: полвека с того дня, когда над всей Землёй зазвучал ритмичный писк радиопередатчика, сделанного в Харькове, — голос первого ИСЗ!) Освоение Космоса, представленное Ефремовым в романе, как великая одиссея межзвёздных странствий, наполняло тогда умы и сердца; казалось, ещё совсем немного, и «на пыльных тропинках далёких планет» действительно останутся рубчатые следы наших первопроходцев…

Нет сомнения в том, что прекрасная, сплошь освоенная планета IV тысячелетия, «по которой можно пройти босиком, не повредив ног», — этот мир, лишённый войн и голода, жестокости и разврата, нищеты и неравенства, мыслился Ивану Антоновичу столь же отдалённым, хоть и обязательным следствием Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, как межзвёздные рейсы со скоростью света — следствием победного запуска 4 октября 1957-го. (Вот и ещё один юбилей года нынешнего, о котором нельзя не сказать: 90 лет Великого Октября!).

Для справедливости уточним, что, если в «Туманности Андромеды» путь к счастливому будущему виделся Ефремову достаточно гарантированной восходящей прямой, то на 13 лет позже, когда был создан роман «Час Быка», чуткий и мудрый пророк уже предвидел эпохи противоречивые, борьбу тяжкую, временные, но болезненные поражения сил добра… и даже тупиковую модель лжесоциализма на горестной планете Торманс! В ту пору бесстрашные прогнозы Ефремова немало встревожили наших бюрократов от идеологии. Недаром сразу после кончины Ивана Антоновича в его квартиру нагрянули с обыском… который, по некоторым данным, был спровоцирован «конкурентом», писателем-фантастом из иного течения, отрицавшего ефремовское грядущее.

Что ж! Время всё расставит по своим местам, и вряд ли, в конечном итоге, история пойдёт иной дорогой, чем та, которую разглядел впереди он — мыслитель, художник и эзотерик, достойный собрат русских философов-космистов: Сковороды, Фёдорова, Рериха, Циолковского.
Мы же в знак помянутых славных юбилеев публикуем одно из последних интервью Ивана Ефремова, данное им московскому писателю и издателю, учредителю «Библиотеки русской фантастики» Юрию Медведеву.

Андрей Дмитрук, КОМИНФОРМ www.cominformua.com

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»