Щодо проведення перевірки суб'єкта господарювання

К оглавлению

Законом Украины от 05.04.2007 г. N 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон) определены правовые и организационные основы, основные принципы и порядок осуществления государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора (контроля), их должностных лиц и права, обязанности и ответственность субъектов хозяйствования в ходе осуществления государственного надзора (контроля).

Статьей 1 Закона определено, что государственный надзор (контроль) - это деятельность уполномоченных законом центральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов местного самоуправления, других органов в пределах полномочий, предусмотренных законом, относительно выявления и предупреждения нарушений требований законодательства субъектами хозяйствования и обеспечения интересов общества, в частности надлежащего качества продукции, работ и услуг, приемлемого уровня безопасности для населения, окружающей природной среды.

Перечень оснований для плановых и внеплановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) установлен в статьях 5 и 6 Закона соответственно.

Согласно статье 6 Закона одним из оснований для внеплановой проверки является обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в данном случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение.

В ходе проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления данного мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора (контроля).

Проведение внеплановых мероприятий по другим основаниям, кроме предусмотренных статьей 6 Закона, запрещается, если иное не предусматривается законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

Кроме того, субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего документа.

Согласно статье 7 Закона перед началом осуществления планового или внепланового надзора (контроля) должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления).

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) без удостоверения (направления) на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор (контроль) субъекта хозяйствования.

Следует отметить, что субъект хозяйствования в соответствии со статьей 10 Закона в ходе осуществления государственного надзора (контроля) имеет право, в частности, не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению государственного надзора (контроля), если:

- он осуществляется с нарушением требований относительно периодичности проведения мероприятий государственного надзора (контроля), предусмотренных законом;

- должностное лицо органа государственного надзора (контроля) не предоставило копии документов, предусмотренных Законом, или если предоставленные документы не соответствуют требованиям Закона.

21 мая 2009 года Кабинетом Министров Украины принято постановление N 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" (далее - Постановление N 502), которым установлено органам государственного надзора (контроля) до 31 декабря 2010 года временно прекратить проведение плановых проверок субъектов хозяйствования, кроме проверок субъектов хозяйствования, которые в соответствии с утвержденными Кабинетом Министров Украины критериями оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности отнесены к субъектам хозяйствования с высокой степенью риска, и плановых мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей).

На проведение внеплановых проверок также Постановлением N 502 установлены ограничения, кроме проверок, которые проводятся по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по подаче субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию.

Обращаем Ваше внимание на то, что Постановлением N 502 предусмотрено:

выдавать субъекту хозяйствования предписание об устранении в течение 30 суток выявленных нарушений, подготовленное на основании акта о проведении проверки, если иной срок не предусмотрен законом;

принимать решения о применении к субъектам хозяйствования финансовых и административных санкций только в случае неисполнения ими в течение 30 суток со дня получения предписаний об устранении выявленных нарушений (кроме нарушений, которые невозможно устранить);

не применять санкции за нарушения, которые устранены во исполнение предписания.

Обращаем внимание на то, что на сегодняшний день критерии риска в сфере государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде не утверждены.

Отдельно отмечаем, что действие Постановления N 502 распространяется на все органы государственного надзора (контроля), подпадающие под сферу действия Закона, в том числе на Министерство труда и социальной политики Украины и Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде, который является правительственным органом государственного управления и действует в составе Минтруда и подчиняется ему.

Также следует отметить, что в соответствии со статьей 3 Закона одним из основных принципов государственного надзора (контроля) является принцип недопустимости дублирования полномочий органов государственного надзора (контроля).

Местные государственные администрации, осуществляющие полномочия по государственному надзору (контролю) за соблюдением законодательства о труде, дублируют полномочия Минтруда (Государственного департамента надзора за соблюдением законодательства о труде), определенные Законом Украины от 24.03.95 г. N 108/95-ВР "Об оплате труда", а при осуществлении государственного надзора (контроля) за охраной труда - полномочия Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору согласно Закону Украины от 14.10.92 г. N 2694-XII "Об охране труда".

Ввиду указанного и учитывая требования Закона и Постановления N 502, в настоящее время местные государственные администрации не должны осуществлять мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде.

Письмо от от 21.10.2009 г. N 12877
Державний комітет України з питань регуляторної політики та підприємництва

По материалам «НОРМАТИВ™ PRO»

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»