Украина – федеративное государство, почему нет?

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"

Сейчас уже никто не назовет отношения Киева и Москвы дружескими. Причин для этого много. Да и в ближайшее время до президентских выборов никаких улучшений между Украиной и Россией не предвидится.

В августе президент Медведев в своем письме отчитал президента Ющенко, обвинив его в антироссийской позиции и заявив, что российская сторона не будет иметь с ним никаких контактов. Медведев также сказал, что пересмотрит российско-украинский договор о дружбе от 1997 года. Очевидно, это намек, что Москва пересмотрит не только свои взгляды на торгово-экономические отношения между двумя странами, возможно, пересмотрит и другое…

Мировое сообщество с осторожностью следит за ситуацией в Украине. Корреспондент британской газеты «The Observer» Люк Гардинг считает, что Украина и другие восточноевропейские страны обеспокоены тем, что США бросают их на произвол судьбы ради «перезагрузки» отношений с Москвой. Обама сейчас озабочен проблемами Ирана, Афганистана и Ирака, и «мало у кого есть иллюзия, что он придет на выручку Украине, если Россия на нее нападет», — пишет газета.

Брюссель, со своей стороны, дал понять, что Украине не стоит надеяться на прием в ЕС в обозримом будущем.

Ответственность за сложное положение в Украине в значительной мере несет ее руководство: борьба за власть между Ющенко и Тимошенко парализовала государственный аппарат и поставила экономику на грань дефолта – считает Люк Гардинг.

В истории найдется немало примеров, когда экономические проблемы вели к упадку и развалу государств. На постсоветском пространстве от кризиса едва ли не сильнее всех страдает Украина. Девальвация гривны, дефицитный бюджет, рост протестных настроений наводят на размышления о будущем страны.

Подобные трудности Украина уже переживала в начале 1990-х годов. Все протестные выступления, в первую очередь на Востоке страны – именно они в значительной степени стали стимулом для досрочных президентских выборов 1994 году – были с социальными и в меньшей степени с политическими лозунгами. Но отнюдь не сепаратистскими. Конечно, административно-территориальная реформа в Украине назрела давно и эта тема муссируется еще с начала 2000-х годов, если не раньше.

«Федерализация Украины положит конец холодной гражданской войне между русскоязычным и украиноязычным населением Украины». Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил в свое время председатель Донецкого облсовета Анатолий Близнюк. «Когда человек уважает права, способности, возможности другого человека, он его слушает, тогда есть диалог. В результате этого диалога стороны приходят к взаимовыгодному общему решению, а если сейчас в стране выстроена схема я - начальник, ты - дурак, то никогда это не приведет к нормальному развитию страны», - отметил он.

«Можно говорить о федерализации, можно говорить о других моментах. То, что сегодня делается - это «холодная гражданская война»: противопоставление русскоязычных - украиноязычным, Западной Украины - Восточной Украине. Политиканы наверху устроили холодную гражданскую войну. Этого не должно быть. Один из вариантов, который может помочь стране, это возможный вариант федерализации. Никаких проблем. Это обсуждаемый по нормальной схеме вопрос, не возносимый в степень сепаратизма политиканами. В стране нет диалога ни на одном государственном уровне. В государстве все идет самотеком», - заявил Анатолий Близнюк.

Далеко не оптимистические прогнозы о будущем Украины высказал на днях и известный российский астролог Павел Глоба. Экономический кризис, который продлится до 2020 года, в итоге перекроит политическую карту мира и в корне изменит весь геополитический расклад сил. США ждут тяжелые времена, а Украина и ЕС прекратят свое существование. Как отметил астролог, если говорить в целом, то «у США, как ведущей мировой державы, нет большого будущего».

По его словам, еще более печальное будущее ожидает Евросоюз. «На месте единого Евросоюза появится несколько объединений… До окончания кризиса не доживет блок НАТО, который в ближайшее время несколько усилится, но затем перестанет существовать», – заявил Глоба.

«Не переживет кризиса и Украина, которую ждет распад на три части, – сказал Глоба. – Распад произойдет не сейчас, но к 2014 году в Украине будут существовать де-факто две независимые друг от друга администрации, при сохранении формальной целостности территории, примерно в том же формате, что и сегодня в Молдавии».

Несомненно, многие в это не верят, но умные люди считают, что прислушиваться к прогнозам надо…

То, что Украина уже сейчас фактически расколота – считает и журналист Сергей Камшилин. Полистайте странички Интернет-форумов, почитайте, что думает народ на этот счет. И заметьте, это не люди пожилого возраста, в основном это молодежь.

На Интернет–форумах все чаще высказываются пожелания формального разделения Украины (причем не только жителями Востока, но и Запада страны). Хотя большинство, пока, не поддерживает эти идеи, понимая, чем это чревато. Югославские события еще не забылись окончательно...

Действительно, фактически на территории Украины вместе не уживаются две несоединимые части: две истории, две идеологии, две культуры, два языка, две веры. Каждая из территориальных образований (Запад – Юг и Восток) имеют своих национальных героев, свои памятники, свои сказки и песни, свою культуру, науку и образование, ходят в свои храмы и т.д.

И при всем желаемом или выдаваемом единстве украинской нации - об этом единстве говорят только политики и администраторы высшего эшелона власти.

На местах думают, говорят, воспитывают детей, также как это делали их родители, деды и прадеды.

Можно ли преодолеть столь глубокий раскол украинского социума?

Если да - как этого достичь? На тех же форумах высказывается много соображений на сей счет.

Давайте вместе проанализируем причины раскола украинского общества.

1. Основная причина раскола - отношение к русскому языку.

Жители западных областей боятся, что русский язык способен полностью вытеснить украинский, а Юго-Восток наоборот воспринимает языковую политику Киева, как подавление прав русскоязычных. Вместе с тем здесь можно найти золотую середину. Если Запад панически боится введения русского, как второго государственного, то введение его в форме регионального вполне допустимо. Причем, не только в восточных, но и в центральных областях. Возможно, следует все же провести областные референдумы по этому вопросу?

Региональный статус русского языка должен быть не просто декларацией. Он должен распространиться на систему образования в русскоязычных регионах, равно как и иметь свое достойное место в радио- и телевещании. Вместе с тем, для защиты и популяризации государственного языка в восточных регионах мультфильмы для детей следует транслировать именно на украинском. Дети (подрастающее поколение), таким образом, будут позитивно относится к украинскому и смогут изучать его с раннего возраста в легкой и ненавязчивой форме. Возможно, следует также принять государственную программу издания комиксов. Главное, чтобы и мультики, и комиксы были интересными и качественными. Такой путь - без насилия - будет наилучшим образом содействовать распространению мовы. Это гораздо умнее, чем нынешние попытки в срочном порядке и грубо «перевоспитать» взрослых людей.

2. Вторая причина раскола страны - приоритеты во внешней политике.

Здесь также необходимо пойти путем референдума и определиться: надо ли вообще вступать в военные блоки. Тем более, что Конституция фиксирует внеблоковый статус. Поскольку в последнее время упомянутая статья Конституции явно игнорируется многими политиками, то референдум поможет определить, наконец - нужна ли она вообще... Нейтральный статус является оптимальным для всего народа Украины, поскольку он изначально исключает споры о том, под кого именно следует «ложится». Сторонники НАТО полагают, что это Альянс - единственное спасение от России, тогда как его противники готовы стелиться перед РФ. Ни то, ни другое не ведет к реальному укреплению государственного суверенитета. Да и целостности страны серьезно угрожает.

3. Не меньшей проблемой является отношение к истории Украины.

Однобокие рассказы о злобных «москалях» в школьных учебниках должны быть заменены на менее эмоционально насыщенное и простое изложение исторических событий. Возможно, что регионам стоит дать возможность самим создавать учебные программы по истории, исходя из менталитета своего населения. И не надо навязывать Востоку и Югу Украины Шухевичей, Мазеп и им подобных.

4. Очень спорной темой является федерализация. Она особенно сильно пугает патриотов Украины. Вместе с тем, ведь границы полномочий регионов могут быть определены законодательно. Поэтому не следует полагать, что федерализация опасна для целостности страны. Скорее именно унитарный статус создает наибольшее количество проблем. Постоянная борьба между Западом и Востоком гораздо опаснее для целостности страны, чем законодательное расширение региональных прав. "Де юре" Украина все равно является федерацией. Достаточно вспомнить хотя бы о статусе Крыма. Причем, именно попытки ограничить права автономии вызывают сепаратистские настроения в АРК...

Вот, в общих чертах, то, что в той или иной форме высказывалось участниками форумов. Наверняка, кто-то сможет найти недостатки и упущения: пусть дополнят и поправят.

Возможно, этот небольшой системный анализ Интернет-форумов поможет политикам принять правильное решение и потребовать от Верховного Совета Украины принятия соответствующих мер. В том, конечно случае, если мы действительно желаем избежать распада страны на мелкие удельные княжества.

Еще в феврале лидер Партии регионов Виктор Янукович высказался против принятия новой Конституции и за создание в Украине двухпалатного парламента, а также за федеральный уклад страны.

По словам Януковича, Партия регионов выступает за совершенствование Конституции, но категорически против принятия нового Главного закона. По его мнению, до «чистых пропорциональных выборов Украина еще не доросла», поэтому Янукович считает необходимым внедрение в Украине немецкой системы выборов - пропорциональной, но с обязательным закреплением депутатов за округами. Кроме того, он считает, что местные выборы должны проходить по мажоритарному принципу.

Выступает лидер Партии Регионов за создание двухпалатного парламента и уменьшения количества народных депутатов. Экс-премьер также высказался за федеральное устройство Украины, «сохраняя очень сильную систему центральной власти».

Сегодня юридически Украина – унитарное государство. Нужна ли нам федерация

Попробуем разобраться в различиях между унитарным и федеративным государством.

Унитарное государство — форма государственного управления, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными.

Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).

Основные признаки унитарного государства

1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны.
2. Единые для всей страны высшие органы власти.
3. Единая система законодательства.
4. Единое гражданство.
5. Единая денежная единица.
6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными.

Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

Иногда выделяют:

- государства с одной автономией (например, Украина с АРК).

- государства со многими автономиями (например, Испания с автономными областями).

- государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, уездами и особыми административными районами.)

В Европе 37 унитарных государств, среди которых: Венгрия, Греция, Дания, Испания, Латвия, Литва, Молдавия, Норвегия, Польша, Португалия, Украина, Франция, Чехия, Швеция, Эстония и др.

Федерация (лат foederatio — объединение, союз) — форма государственного управления, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

- Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, автономий, республик.

- В таком государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается конституцией.

- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

- В большинстве федераций существует единое общегосударственное гражданство и гражданство федеральных единиц.

-Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия, и др.)

- Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

«Мягкая федерация» — федерация, субъекты которой имеют право сецессии. Предполагается, что таковой станет в будущем ныне конфедеративный Союз России и Белоруссии. Субъекты федераций могут сами быть федерациями (такие субъекты есть в федеративной Боснии и Герцеговине, а также были в СССР). Формально «мягкой федерацией» был Союз Советских Социалистических Республик. Право на выход из федерации имеют субъекты таких федеративных государств как Канада и Сент-Китс и Невис. Перед распадом СССР предполагалось, что «обновлённый» Союз Суверенных Государств будет также «мягкой федерацией».

В Европе федерациями являются: Австрийская Республика, Босния и Герцеговина, Королевство Бельгия, Российская Федерация, Федеративная Республика Германия, Швейцарская Конфедерация.

Сейчас, когда активно обсуждаются инициативы будущих претендентов на пост главы Украинского государства, может целесообразно рассмотреть и вопрос о будущем территориально-административном устройстве Украины как федеральном?

Почему нет?
к.ф.н., писатель В.Иванов.
ForPost

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»