Религиозные деятели в мировом революционном движении

К странице «Поэт и революционный деятель Израиля Шмуэль Ерушалми»

История человечества изобилует многими тысячами примеров, когда именно религиозные и набожные люди, ставали во главе тех или иных социальных или политических восстаний, против власть имущих. Не стану занимать вас и ваше внимание, рассказами о революционности таких личностей как: Моше (Моисей), Иисус Христос, Мухамад и Будда. Об этих людях написано больше чем о ком либо другом. Да и я посвятил немало строк тем страницам их жизни, что связаны с социальными и революционными процессами, происходившими в их эпоху. Поэтому, тут я намерен остановиться на менее известных фактах связанных с участием тех или иных религиозных фигур, в революционных процессах.

Начну пожалуй, с двух восстаний в Иудее времён Римской Империи. Речь идёт о Великом Восстании против римлян (66-73 гг. н.э.) и о восстании под предводительством Шимона Бар-Кохбы (132-135 гг. н.э.). Нет сомнения, что наряду с чисто религиозной подоплёкой этих двух поистине Революционных событий, эти восстания, вспыхнули прежде всего, как реакция народных масс в Иудее того времени, на непосильные налоги, тяжёлый труд, и социальную несправедливость, в тогдашних римских колониях.

Историческая литература обычно рассказывает нам, о каких-то двух-трёх, ну максимум пяти-шести наиболее значимых событиях, происшедших в определённый исторический отрезок времени, при этом, игнорируя целый ряд событий, происходивших в ту же эпоху. И прежде чем вернуться к теме, стоит отметить, что и в Иудее, и во всех без исключения районах древнего мира, восстания шли постоянно и беспрерывно.

Когда в 66 году, в Иудее вспыхнуло восстание против римлян, социальное положение масс (как впрочем, и по всей территории Римской Империи) было очень плачевным. Шла беспощадная эксплуатация крестьян, большая часть плодов труда которых шла в центр Империи, в Рим, а так-же, местным правителям приближённым к римскому Двору. И естественно неудивительно то, что постоянно, то тут то там, вспыхивали восстания (например восстание рабов и крестьян сразу после смерти иудейского царя Ирода), одним из предводителей которого (по одной из версий) был Иисус Христос). Во главе всех этих (и многих других) восстаний стояли религиозные люди.

И Эльазар бэн-Яир, и Иоханан из Гуш-Халява, и Шимон Бар-Гиора - руководившие Великим Восстанием против Рима (66-73 гг. н.э); И Шимон Бар-Кохба с раввином Акивой, руководившие восстанием против римлян между 132-35 гг., и ессеи, которые ещё в первом веке до нашей эры вели монашеский образ жизни в районе Мёртвого моря, как выражение протеста против несправедливостей творящихся в мире - все эти люди были глубоко религиозными, и видели в несправедливостях творимых людьми грех перед Богом: А в борьбе за более справедливое общество, выполнение предписаний своей религии.

В середине восьмого века, в Ираке вспыхнуло восстание против династии Умаидов, центр которых располагался в Дамаске (Сирия). Результатом этого восстания, стал приход к власти в Ираке династии Аббасов. Хоть данное восстание и не было наравлено против царской власти как таковой, заслуживает внимания тот факт, что оно вспыхнуло на фоне коррумпированности умаидского режима; А так-же, на фоне непосильных налогов разорявших иракские крестьянство и ремесленников (истинная причина большинства известных истории восстаний и революционных движений). Надо сказать, что в самом начале, во главе восставших масс стояли шейхи и кади (в Исламе, религиозный судья) местных мечетей, которым надоело наплевательское отношение к массам. Но в конце концов, волна народного негодования была использована семейством Аббас, что это местная аристократическая семья, боровшаяся за власть с семейством Умая (Умаиды); В результате, семейство Аббас взяло власть, унаследовав у Умаидов не только Багдад и другие города и сёла Ирака, но и значительную часть их империи (включая саму Сирию и Эрэц-Исраэль). Так-же, восстание мамлюков (каста бывших рабов купленных в основном в Восточной Европе, из среды славянских народов) в тринадцатом веке в Египте, начиналось как обычное негодование масс, против коррумпированности и произвола властей. Мамлюки, сумевшие к тому моменту проникнуть на все ключевые посты в египетской армии и упрочить своё влияние на правящие элиты, использовали негодование масс, во главе которых, как и в случае с Ираком восьмого века - стояли религиозные деятели местных мечетей - и захватили власть.

Стоит отметить, что во всех авраамических религиях (хотя-бы в их оригинальной форме) существует запрет на взимание ростовщических процентов. И самое интересное, что различным религиозным лидерам, нужно был издавать специальные указы (в полное противоречие с религией), которые давали тем или иным лицам право заниматься ростовщичеством.

А вот пример на ту же тему, из истории Израиля последних десяти-пятнадцати лет. Дело в том, что в Израиле, уже десятки лет действует банк Мизрахи, принадлежащий профсоюзу так называемого Национально-Религиозного лагеря (профсоюз аПоэль аМизрахи). В виду того, что согласно Талмуду еврею запрещено взимать ростовщические проценты с другого еврея, долгие годы, банк аМизрахи, не выдавал ссуды под ростовщические проценты, а так-же, не взимал плату за многие услуги, боясь что это тоже может быть расценено как вид ростовщичества. Но когда в 90-ые годы прошлого столетия началась повальная приватизация израильского хозяйства, банку Мизрахи тоже захотелось вкусить апретного плода обогащения за счёт масс. И для того, что-бы этот банк мог начать заниматься ростовщичеством, главные раввины Израиля (уже давно купленные властями и лижущие им задницу) издали специальный указ (псак-алаха), дающий банку Мизрахи ( в полное противоречие Иудаизму) право взимать ростовщические проценты. Этот пример, наглядно показывает нам как религия сама по себе основана на определённых принципах социализма; И различным аферистам живущим в религиозном обществе, приходится идти на подкуп и различные ухищрения, что-бы обойти религиозные предписания социального характера. Кстати, в такой мусульманской стране как Судан, существует полнейший запрет на ростовщичество, и я понимаю, что государству удаётся довольно строго следить за исполнением данного запрета.

Эта статья окажется не полной, если не упомянём в ней буржуазно-социальную революцию в Англии 40-ых гг. семнадцатого века. Во главе той революции, фактически положившей начало промышленному развитию Европы и формированию современного рабочего класса - стоял пуританец Оливер Кромвель. Можно принимать или не принимать его попытку навязать жителям Англии пуританский образ жизни (то есть, отказ от любых веселий и празднеств), но нет сомнения, что это был революционер, который подняв меч революции против короля Англии, заложил фундамент будущих революционных Франции и России; А его пуританство, следует рассматривать как вид протеста, против роскоши правящих элит. Более древние примеры: Мухаммад - основоположник Ислама, на Аравийском полуострове; и Реформация Кальвина, Гусса и Мартина Лютера в Западной Европе 15-16 веков. Правда насчёт Мартина Лютера стоит пояснить, что будучи в самом начале своего пути прогрессивным человеком, бросившим вызов коррумпированности Католической Церкви - в конце концов, в самый ответственный момент, он изменил своим принципам. Речь идёт, о его отказе поддержать восстание немецких крестьян под предводительством Томаса Минцера, в 1524 году. Лютер, на обращение Минцера к нему с призывом поддержать восстание ответил, что он не готов поддержать людей поднявших оружие против власти. Он обратился к тем правителям немецких земель, что приняли Протестанство, и призвал их подавить восстание Минцера.

В эпоху современных народно-освободительных войн и революционных восстаний, так-же заметна позитивная роль тех или иных религиозных деятелей. В Судане конца девятнадцатого века, вспыхнуло восстание против попыток англичан и про-британских властей Египта оккупировать территорию страны. Во главе этого восстания стояло мусульманское движение эль-Маадия, которое в течении нескольких десятилетий вело борьбу против британского империализма. Только ближе к концу тридцатых - началу сороковых годов двадцатого века, англичанам удалось подкупить потомков первого Маади, и превратить движение эль-Маадия в британскую марионетку. В Ливии так-же, начиная с 1911-12 гг., во главе противодействия итальянским захватчикам, стояло исламское течение эль-Санусия. Правда, отсутствие в этом течении ярких революционных личностей привело к тому, что вплоть до обретения Ливией, в 1951 году - независимости - лидеры движения Санусов постоянно виляли, то в сторону непримиримой оппозиционности по отношению к итальянским колонизаторам, то в сторону компромисса и сотрудничества с ними.

Сегодня, если мы посмотрим на политическую карту мира мы увидим, как во многих случаях именно религиозные силы, стают во главе борьбы народных масс. Это и Ливан, где до последнего времени движение Хизбалла инициировало и проводило забастовки против повышения цен на бензин, электричество и другие товары народного потребления. Это и Египет, где на протяжении последних лет, именно Братья-Мусульмане стоят во главе рабочих забастовок на предприятиях текстильной и мукомольной промышленности, а так-же в морских портах и в сфере общественного транспорта.

В Израиле так-же, в последнее время наблюдается усиление социальной риторики, среди религиозных партий и движений (хотя большинство из них, уже давно куплены режимом). Например, во время последней предвыборной кампании в Кнэссэт, тот кто призывал к борьбе с глобализацией, была не Компартия Израиля, уже давно отождествляющая себя с тэль-авивскими элитами - а партия Яадут-аТора, что это иудейская ортодоксальная партия, состоящая из объединения двух партий: Агудат-Исраэль и Дэгель-аТора, действовавших до начала 1990-х раздельно.

Сегодня, проблема религиозных сил не в их религиозности, а в том, что у руля большинства религиозных движений стоят люди, с недостаточными классовым самосознанием и революционной закалкой. Если во главе тех-же Хизбаллы, Хамаса, Братьев-Мусульман, Агудат-Исраэль, последователей Раввина Иуды Ашлага с их идеей мировой социальной религии - станут настоящие революционеры, готовые идти до конца - то религия с её историческим опытом и духовным богатством, сможет сыграть очень большую роль в будущей Мировой Социалистической Революции.

(прислано на www.geokz.tv)
Автор: поэт Шмуэль Ерушалми

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»