Памятники Палестины, которой уже нет

К странице «Поэт и революционный деятель Израиля Шмуэль Ерушалми»

В этом очерке, я хочу ввести пост-советского читателя в мир Палестины, той Палестины, что существовала до создания Израиля в 1948 году; И сделать это, я собираюсь через описание кое-каких памятников архитектуры и истории, сохранившихся с той эпохи.

До 1948 года, в той части Палестины, что сегодня относится к государству Израиль, было около пятиста арабских населённых пунктов (а включая стоянки бедуинов и сезонные поселения фаллахов - более шестиста). Во время войны 1948-49 гг. и в последующие несколько лет, были разрушены и изгнаны со своей земли, в районе 530 арабских городов деревень. В части из этих мест (так называемые совместные города) до сих пор проживает определённый процент арабов, рядом с еврейским большинством. Несмотря на то, что большинство арабских населённых пунктов в западной части Палестины полностью или частично разрушено, а их жители стали беженцами - всё ещё сохранилось немало архитектурных и исторических объектов с той поры, сохранивших рассказ об истории этих мест, до Накбы 1948 года.

В городе Лод (э-Лидд), который до 1948 был арабским городом, а сейчас является совместным городом где проживают, бок о бок, и арабы и евреи - возле городской автостанции стоит здание мечети, в своё время бывшей главной городской мечетью. Эта мечеть, около которой проходит каждый сходящий с автобуса на автостанции Лода - известна тем, что летом 48-го, израильские солдаты открыли стрельбу по этому зданию, когда в нём укрывались беженцы из окрестных домов, спасавшиеся от боёв между израильской армией и армиями арабских стран. В ходе стрельбы, погибли многие десятки людей из числа беженцев, в их числе, женщины и дети. Кроме того, на улицах прилегающих к автостанции, сохранился определённый процент жилых домов доизраильского периода. Сегодня, все эти дома находятся в довольно запущенном состоянии, и в части из них действуют различные магазины, кафе и мастерские.

На юго-западной окраине Иерусалима сохранилась часть домов, оставшихся от палестинской деревни Дир-Яссин. Сегодня, в этих зданиях находится иерусалимская психбольница. Дома Дир-Яссина хранят память о событиях 9 апреля 1948 года, когда сионистская подпольная организация Эцель, устроила в этой деревне резню среди местных жителей, в результате которой были вырезаны более ста десяти женщин, детей и стариков - люди, непринимавшие никакого участия в боевых действиях. Кроме того, в самом Иерусалиме (и прежде всего, я имею в виду Западный Иерусалим) сохранилось немало домов арабов, которые так-же, были изгнаны во время так называемой Войны за "Независимость" Израиля.

Наиболее интересным в архитектурном плане, является район Катамон, расположенный на юго-востоке Западного Иерусалима, и разделённый сегодня на десяток микрорайонов, под общим названием: Гонэним. В этом районе до 48-го проживали зажиточные арабы; Многие из домов сохранились, и являются ярким примером палестинской архитектуры первой половины двадцатого века. Район Катамон известен тем, что в сорок восьмом, во время войны, израильские военные вынудив местных жителей бежать, устроили акты мародёрства, по ходу которых они разворовывали все без исключения предметы обихода и росскоши, оставленые постояльцами домов, бывшими в своём большинстве зажиточными врачами, адвокатами, финансовыми советниками, и т.д. Практически все солдаты участвовавшие в оккупации Катамона, вынесли оттуда какое-то богатство - начиная дорогими картинами и часами, и кончая росскошной мебелью.

В городе Ашкелон, что на южном побережье израильского Средиземноморья, сохранилось не мало зданий оставшихся от посёлка Мадждаль, что до 48-го года располагался в части Ашкелона, именуемой сегодня Старым городом. От Мадждала, который между всем остальным был одним из центров текстильной промышленности подмандатной Палестины - сохранилась часть жилых построек, а так-же мечеть, в которой уже многие десятки лет действует городской археологический музей. Кстати, насчёт судьбы Мадждаля после создания Израиля. Жители этого посёлка не были изгнаны в 48-49 гг., годы изгнания большинства арабских жителей Палестины. Жителей Мадждаля изгнали уже в самом начале пятидесятых, по решению военных властей вновь созданного государства.

Стоит так-же упомянуть крепостные стены от старой Тверии (побережье Гениссаретского озера). Нынешняя версия этих стен была построена в восемнадцатом веке, бедуинским шейхом Даэром эль-Умаром правившим в те годы севером Палестины. В разных частях Тверии и её окрестностях, можно увидеть до сих пор руины этих стен. В центре Тверии, которая до48-го года была совместным арабо-еврейским городом - сохранилась мечеть, так-же построенная в восемнадцатом веке. После создания Израиля, в этой мечети разместился молодёжный туристический хостель.

В старой части Беэр-Шевы (которой я посвятил целую статью) сохранилось немало жилых и общественных зданий, доизраильского периода. О части этих объектов, как: городская мечеть, Сарая, Парк Алленби и других памятниках палестинского прошлого столицы Нэгева, сохранившихся до сих пор - я подробно писал в статье: Беэр-Шева - до и после 1948 года. Поэтому, не стану останавливаться повторно на описании этих мест. Назову лишь несколько объектов, которые я забыл упомянуть в вышеупомянутой статье про Беэр-Шеву.

Напротив здания бывшей Сараи (муниципалитет), по той же стороне улицы (улица аАцмаут), стоит красивый особняк, построенный в типичном стиле палестинской буржуазии 20-30-ых гг. Этот особняк был построен в 1930-ые годы, и принадлежал тогдашнему губернатору района Беэр-Шевы и известному палестинскому историку Арэфу эль-Арэфу. Товарищ эль-Арэф проживал в этом доме вплоть до войны 48-го года, когда он был вынужден оставить город, вместе со всеми остальными жителями ставшими безженцами. Как историк, Арэф эль-Арэф известен благодаря его двум монументальным трудам: История Беэр-Шевы и окрестных бедуинских племён; и История Газы и окрестных бедуинских племён.

Кроме дома Арэфа эль-Арэфа, стоит отметить, что в старом городе Беэр-Шевы сохранилось более сотни домов построенных во времена османов и англичан. Эти дома сохранились в основном вдоль улиц, как, например: аАцмаут, аИстадрут, Герцель, Смилянски. аАвот... и другие улицы, на которых всего чуть больше чем какие-то 60 лет назад, кипела совершенно другая жизнь, прерванная событиями 48-49 гг.

Так-же, сохранилось мусульманское кладбище, действовавшее между концом девятнадцатого века и 1948 годом. Это кладбище, находится неподалёку от городского рынка, и в последние шесть десятилетий пребывает в наиплачевнейшем состоянии.

Последние годы османского правления в Палестине оставили нам на память остатки железной дороги, что турецкие войска начали строить с началом Первой Мировой, между центром Палестины и тогдашней линией фронта на Синайском полуострове. Строительство этой железной дороги не было завершено никогда, в связи с поражением турецких войск, и переходом всей территории Палестины под юрисдикцию британского колониализма, а те участки дороги что уже были построены (до древневизантийской Ницаны, на нынешней границе с Египтом), были в последующие годы, разобраны англичанами. От той железной дороги, нам в наследство остались, в основном, руины нескольких мостов, построенных в форме римских акведуков. Наиболее заметными, являются два моста: один на юго-восточном выезде из Беэр-Шевы (в сторону Димоны); А второй, в 15 километрах от Беэр-Шевы, в западном направлении ( около трассы на Ашкелон).

В десяти километрах к северу от Тэль-Авива (сегодня, северо-западная окраина города Герцелия), находятся руины древнегреческого города Апполония. Около этих руин расположена мечеть Сидна Али. Эта мечеть построен на месте, где по преданиям местных арабов находится место захоронения местного святого Сидны Али. До 1948 года, когда были оставлены большинство близлежащих деревень - мечеть Сидна Али была местом паломничества мусульман соседних деревень. Так-же, стоит упомянуть мечеть Наби Рубин, около трассы Тэль-Авив-Ашдод, несколько километров недоезжая Ришон-ле-Циона. Эта мечеть, которая была разрушена в первой половине 90-ых правыми экстремистами - тоже была до 48-го года, центром паломничества (зияра), для жителей всего района между Яффо (Яфа) и Иерусалимом. Я до сих пор помню, как в первые годы жизни в Палестине, проезжая автобусом из Беэр-Шевы в Тэль-Авив в данном месте, на левой стороне трассы возвышался минарет этой мечети, который по-моему, был одним из красивейших минаретов Израиля.

Сам Тэль-Авив (более новая часть города), тоже частично построен на месте нескольких арабских деревень, существовавших до 48-го года. Самым известным и бросающимся в глаза монументом той эпохи, сохранившимся на территории города, является мечеть Хасан Бэк. Эта мечеть была построена в 1916 году, и была центром и интегральной частью района Манщие (бывшего северо-западной окраиной Яффо). Жители этого района были изгнаны в 1948, почти все дома постепенно были разрушены, а на их месте возведены гостиницы и небоскрёбы для офисов различных компаний. Мечеть Хасан Бэк - это одно из немногих оригинальных зданий, сохранившихся в этом районе.

Так-же хочу упомянуть деревню Иудия, у которой было ещё название: Аббасия. Эта деревня располагалась в нескольких километрах восточнее южной части Тэль-Авива. Сейчас на её месте расположена центральная часть города Иуд. От палестинской Иудии осталась мечеть, в которой сегодня действует центральная синагога города. Кроме того, вдоль центральной и прилегающих к ней улиц, сохранилось несколько десятков частично обветшавших домов, оставшихся с доизраильского периода. В последние годы, руководство Иуда делает попытки продать эти дома подрядчикам, что-бы те в свою очередь, разрушили остатки палестинской Иудии, и построили на их месте фешенебельные дома для зажиточных элит.

Кроме описанных в данной статье объектов, по всей территории Палестины разбросаны ещё многие тысячи жилых и общественных зданий, оставшихся с эпохи до 48-го года, и хранящих память об истории палестинской цивилизации, большая часть которой прекратила существование в 1948 году, с началом палестинской Накбы. В заключение хочу сказать, что в Тэль-Авиве действует центр исследований истории палестинской Накбы. Этот центр, во главе которого стоит Эйтан Бронштейн, называется "Зохрот". В рамках своей деятельности, Зохрот организовывает экскурсии в места, где до создания Израиля находились арабские населённые пункты, а так-же они выпускают брошуры по истории данных мест, которые распространяются бесплатно среди всех желающих. Хочу сказать, что многое из того что я знаю по истории Накбы, я знаю благодаря материалам выпускаемым данной организацией. И за это, а так-же за их вклад в изучение подлинной истории Палестины - им спасибо!

(прислано на www.geokz.tv)
Автор: поэт Шмуэль Ерушалми