Беэр-Шева до и после 1948 года

К странице «Поэт и революционный деятель Израиля Шмуэль Ерушалми»

В этой статье, я хочу рассказать про объективную историю города, которую систематически пытаются исказить сионизированные историки, утверждающие, что история Беэр-Шевы начинается только с 1948 года, то есть с момента, когда был создан Израиль.

Беэр-Шева (Вирсавия, Бир эль-Саба) - это город с двухсотысячным населением, являющийся ещё с 80-ых гг. девятнадцатого века центром Южного округа Палестины.

Современная Беэр-Шева была основана в 80-ые гг. девятнадцатого века, по решению властей Османской Империи, с целью создать окружной центр для бедуинских племён, проживавших в данном регионе. Прежде чем продолжить, стоит упомянуть, что вся та часть города, что была построена до 48-го года, называется Старый город, и сегодня является историческим центром города. Нынешний город, был заложен в нескольких километрах от холма с руинами древнего города под тем-же названием. Древняя Беэр-Шева упоминается ещё в Танахе (Ветхий Завет), как город, где Праотец Авраам вырыл колодец. Название города происходит от двух ивритских слов: беэр (колодец) и шева (слово у которого два понятия: семь и клятва, от слова: швуа). Так вот, несмотря на существующее предание, что название города связано с семью колодцами вырытыми Авраамом - в данном случае, правильное значение названия Беэр-Шева, это: Колодец Клятвы, в честь клятвы, данной на этом месте, Праотцом Авраамом.

Современный город, как я уже рассказал выше, был основан в 1880-ых годах, по решению османских властей, в нескольких километрах к западу, от руин библейской Беэр-Шевы. Хотя решение об основании города принималось ещё в 1881 году, и сразу-же после этого начались определённые строительные работы - основная часть работ по возведению первых домов нового города, началась только в районе 1900 года.

Первые улицы города были спланированы немецкими архитекторами и инженерами (в те годы, Османская Империя и Германия дружили между собой). Благодаря этой планировке, улицы Беэр-Шевы были прямыми и пересекались между собой.

За короткий период, предшествовавший Первой Мировой войне, и последовавшей в её результате британской оккупации - турецкие власти построили в городе, целую серию интересных зданий, часть из которых существует до сих пор. Одним из главных архитектурных памятников того периода, является мечеть, построенная в 1906 году. После основания Израиля, в этой мечети был размещён археологический отдел Негевского музея. В начале 90-ых прошлого века, этот отдел был закрыт на продолжительный ремонт (начатый только пару месяцев назад).

Кстати, решение, так срочно начать ремонт мечети, с целью вновь открыть в ней музей - связано с всё возрастающими требованиями бедуинов проживающих в Нэгеве вернуть им мечеть, отобранную сионистским режимом в 1948. Просто власти сегодняшней Беэр-Шевы, решили возобновить деятельность музея в помещении мечети, что-бы сделать фактически невозможным, её возвращение мусульманскому населению Нэгева.

Кроме мечети, до окончания османского правления в Беэр-Шеве были построены: здание Сараи (муниципалитет) (сегодня, основное здание Нэгевского музея), Кишлэ (первое здание беэр-шевской тюрьмы), Школа для детей арабских шейхов, в которой в последующие годы (во времена британского мандата) размещался военный госпиталь; А после основания Израиля до 65-го года, в этом помещении размещался Дом солдата. Сегодня, после десятилетий запущенности, это здание реставрируется и в нём намерены разместить Музей науки. Кроме того, в эти годы, в Беэр-Шеве был построен рынок (существующий и по сегодняшний день); А так-же, здание протестантской церкви, так-же существующее и сегодня.

Когда началась Первая Мировая война, турки построили в Беэр-Шеве железнодорожную станцию, которая должна была обслуживать военные перевозки в сторону фронта на Синайском полуострове. Эта станция, здания которой существуют (в запущенном состоянии) и по сей день - просуществовала до окончания британского мандата. С этой станции, ходили пассажирские поезда во все концы Палестины, а так-же в соседние страны, как, например: Египет, Ливан, и т.д.

В 1917 году, после того как город, как впрочем и вся земля Палестины, был оккупирован англйскими войсками - тут началось относительно массивное строительство. Была основана больница, появились новые магазины, городской рынок превратился в центр торговли товарами со всех концов Британской Империи. Я читал в книге ивритского автора, написанной ещё в конце сороковых годов, что в 30-ые годы, на шуке (рынке) Беэр-Шевы можно было купить шкуру леопарда и традиционные арабские сабли.

В годы британского правления (1917-48 гг.), Беэр-Шева (по арабски: Бир эль-Саба) была настоящим торговым и культурным центром юга Палестины. Тут селились арабские жители (в основном купцы) из Хеврона, Мадждаля (сегодня, старая часть Ашкелона), и из других городов и деревень Палестины.

В конце 20-ых годов, англичанами был разбит первый парк на территории города. Этот парк, существующий и поныне, был назван именем генерала Алленби - командовавшего британскими войсками бравшими Палестину и соседние страны, в годы Первой Мировой войны. Англичане, желавшие показать местным жителям свою имперскую руку, установили в центре парка, статую Алленби. Во время Арабского восстания против англичан 1936-39 гг., местные жители принимавшие участие в Восстании, разрушили голову венчавшую этот памятник. Самое интересное, что израильские власти, известные своей любовью ко всему имперскому, пару лет назад, отремонтировали памятник Алленби, и восстановили, после почти семидесятилетнего перерыва, голову этого символа Британского Империализма. Забегая вперёд хочу сказать, что власти современной Беэр-Шевы, установили пару лет назад, памятник в честь турецких войск, сражавшихся в этом районе с англичанами; Самое интересное, что рядом с этим памятником установили бюст Ататюрка - человека, который кстати, не имел ни малейшего отношения к Османской Империи и её территориальным притязаниям. Если-бы, прежний мэр города Яаков Тэрнэр знал историю, то он знал-бы, что именно Ататюрк был тем человеком, что отказался от имперского прошлого Турции. Кроме того, новый парк, созданный в прошлом году прямо под окном моего дома, был назван именем австралийских солдат, которые в 1917 году, в составе Британской армии, завоёвывали Беэр-Шеву из рук турок.

Прежде чем продолжить, стоит отметить, что до событий 36-39 гг., когда англичанами - по всей территории Палестины - были спровоцированы антиеврейские погромы - в городе проживал и определённый процент евреев. Например, первая в Нэгеве современная мукомольная мельница, здание которой существует и по сей день, была основана еврейской семьёй ещё в 1911 году. Кроме того, ещё во времена турок,на территории Беэр-Шевы жили еврейские агрономы и садоводы, занимавшиеся озеленением улиц города, а так-же акклиматизацией различных видов растений, к условиям нэгевской пустыни. Когда в 1936 году началось Великое Арабское Восстание против британского мандата, то англичане, имевшие в арабской среде своих провокаторов, направили этот акт народного гнева, из антибританского в антиеврейское русло. Естественно, начались столкновения между евреями и арабами (в том числе, и в Беэр-Шеве), в результате чего, еврейское население оставило город.

К моменту провозглашения Израиля, в Беэр-Шеве насчитывалось в районе восьми тысяч человек. В мае 48-го началась война между израильской армией и армиями арабских стран. В районе Беэр-Шевы бои шли между израильтянами и египтянами. 21 октября 1948 года, город был оккупирован силами израильского воинского формирования Пальмах (бывшим костяком вновь сформированной Армии "Обороны" Израиля). Всё арабское население города было выселено; Часть из них были переведены в в места типа: Рамлэ и Лод (сегодня смешанные города, в центре Израиля; а большинство было выдворено за пределы страны (в основном, в центральную часть Иордании и в сектор Газа). Сегодня, на Ближнем Востоке насчитываются многие десятки тысяч беженцев из Беэр-Шевы и их потомков.

Вот свидетельство моей близкой знакомой Хавы Келлер, сегодня известной левой активистки - а в 48-ом бойца Пальмаха:
"24 октября 1948 года, три дня после занятия Беэр-Шевы израильскими войсками, я с группой людей, которые вместе со мной служили в Пальмахе - была направлена в Беэр-Шеву. К моменту нашего прибытия в город, большинство мужского населения - уже частично бежало, частично было изгнано силой. В основном, остались только женщины и дети. Сразу по прибытии в Беэр-Шеву, нам всем дали приказ целить наши автоматы и винтовки в этих безоружных женщин с детми на руках, с тем что-бы заставить их подняться в автобусы и грузовики, которые должны депортировать их в сторону иорданской границы." Вот такое свидетельство о преступном характере сионистского режима, из самого что ни на есть первоисточника.

Сегодня, Беэр-Шева - это огромный (по израильским меркам) город, с более чем двухсотысячным населением. Большинство жителей сегодняшней Беэр-Шевы - это семьи еврейских эммигрантов, прибывших в город после 48-го года. За эти годы, город расстроился и его районы, уже давно шагнули на многие киллометры от Старого города- того самого, что до Накбы 1948 года, являл всю территорию Беэр-Шевы.

В сегодняшней Беэр-Шеве, кроме евреев, живут и сотни арабских семей (в основном, арабы с севера Израиля, учащиеся в беэр-шевском университете; А так-же, учителя работающие в бедуинских деревнях, и снимающие жильё в столице Нэгева). Несмотря на постепенный рост арабского населения в городе, в не сомнения, что без возвращения беженцев, покинувших этот город в 1948 году - он никогда не сможет вернуться к своему естественному историческому и архитектурному облику, который начал формироваться на закате Османской Империи, и формирование которого было прервано изгнанием местногонаселения в октябре 48-го года

(прислано на www.geokz.tv)
Автор: поэт Шмуэль Ерушалми, житель Беэр-Шевы

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»