При социализме у религии и атеизма должен быть равный статус

К странице «Поэт и революционный деятель Израиля Шмуэль Ерушалми»

Заявление израильского поэта Шмуэля Ерушалми

В советскую эпоху в Конституции СССР была статья закреплявшая за Атеизмом главенствующий статус по отношению к религии. С одной стороны я понимаю основателей первого в мире рабоче-крестьянского государства в их таком негативном отношении к религии. (Ведь в дореволюционную эпоху, многие представители - как Русской Православной Церкви, так и других религиозных конфессий, в открытую поддерживали царя против народа). И по всей видимости, именно этим и вызваны гонения на религию первых десятилетий Советской Власти, а так-же, возведение Атеизма в ранг чуть-ли не новой государственной религии. Но, а с другой стороны, если мы посмотрим на религию в целом, то мы увидим, что религия и религиозные круги - вещь совершенно неоднородная. Среди представителей всех без исключения религий, во все времена, наряду с подонками и сторониками подавления народных масс - всегда были и очень прогрессивные, а зачастую и по настоящему революционные, прсонажи. Начиная преданием об Исходе из Египта израильских колен, во главе с Моше (Моисей) - и кончая сегодняшними религиозными движениями, сочетающими религию и социализм - религия неразрывно была связана с социальной, а по существу, классовой борьбой.

Если мы пристально посмотрим на действующие сегодня религиозные движения, то мы увидим, что например, в том же Египте, в последние годы, во главе забастовок рабочих египетских предприятий, стоят ни кто иные, как Братья-Мусульмане - являющиеся крупнейшей мусульманской организацией Египта. А гуляя по российскому интернету, я то тут то там, натыкаюсь на сайты движений (правда, немногочисленных) проповедующих христианский социализм.

Нет сомнения, что многие религиозные организации, помогая забастовочным и другим протестным движениям в их борьбе, делают это и из чисто политического интереса тоже; Ведь поддержка какой-то массовой забастовки или демонстрации протеста со стороны того или иного движения, зачастую приносит данному движению дополнительную поддержку масс, что особо важно для движений участвующих или думающих участвовать в выборах. Но с другой стороны, сам факт поддержки со стороны религиозных организаций, движений социального протеста - делает эти организации, в той или иной мере, союзниками коммунистов.

Надо понимать, что за годы прошедшие с Октября 1917 года, в мире многое изменилось, в том числе и в религии. И прежде всего стоит отметить факт, что в религиозных кругах постоянно растёт число людей пересмотревших своё отношение к социализму и переставших видеть в этой идеологии не-что негативное. Сегодня, зачастую, наиболее резкая критика в адрес капитализма и связанных с ним несправедливостей, исходит из уст представителей прогрессивной части духовенства. Сегодня мы имеем неоценимый опыт протяжёностью в десятилетия, участия целых католических церквей (включая священиков) на территории Латинской Америки, в революционных движениях действовавших и действующих по ныне в этой части света. В этой связи особо стоит подчеркнуть ту роль, что в 1970-ые гг. сыграло католическое духовенство Никарагуа, в победе Сандинистской Революции 1979 года. Так-же нельзя оставить незамеченым участие релгиозных кругов Аргентины, в революционных движениях протеста на территории этой страны. Там уже давно действуют целые церкви именующие себя революционными. Кроме того, можно заметить, что и в той части духовенства, которая продолжает оставаться приверженцем капитализма - растёт понимание того вреда, что капитализм с его культурой потребления наносят человечеству. Сегодня, именно из уст церкви, а также мусульманского и иудейского духовенств (в том числе, официальных) - можно услышать высказывания с достаточно резким осуждением эксплуатации и неравнмерного распределения ресурсов в капиталистическом обществе; От сегодняшних священослужителей всё чаще исходят призывы считаться с потребностями и правами рабочих. Я уже не говорю о том негодовании, что у многих верующих вызывает "культура" потребления с её погоней за прибылью и жаждой наживы. Одним словом, религия двадцать первого века и религия 1917 года - это две совершенно разные вещи.

Вне всякого сомнения, нам, сегодняшним коммунистам, стоит пересмотреть своё отношение к религии. Наша борьба должна быть направлена против реакции - в не зависимости от того, какова эта реакция - религиозная или светская. А религия как таковая, не может являться врагом подлинного коммуниста. Мы не должны бороться с религией, а наоборот, искать пути к сотрудничеству с той частью религиозных кругов, что занимают прогрессивную позицию по тем или иным вопросам. В религии как таковой, мы должны видеть союзника во всём, что касается сохранения высокого духовного уровня народных масс.

В этой связи хочу отметить, что в последние месяцы, я углублённо изучаю опыт Прогрессивной Социалистической Партии Украины во главе с Наталией Витренко, по сочетанию социализма и религии. Этот опыт тем поучителен, что доказывает возможность существования и развития религии, в рамках будущего коммунистического общества. В Партии Витренко, являющейся одной из наиболее последовательных коммуунистических организаций современной Украины, действуют сообща - как светские, так и религиозные активисты. Связь с религией и духовностью не только не мешаeт социалистическому облику этой партии, а напротив, благодаря такому сочетанию ПСПУ легче выходить в народные массы и привлекать на свою сторону новых стороников.

Вне всякого сомнения, будущим социалистическим режимам будет необходимо учесть ошибки советского прошлого, во всём что касается отношения к религии. Другими словами, в социалистических странах будущего, и у атеизма и у религии должен быть совершенно равный статус, когда будет разрешена в равной степени (в том числе и по конституции) как атеистическая, так и религиозная пропаганда. В виду того, что по словам самого Владимира Ильича Ленина, социализм предполагает намного больше демократии и свобод, чем капиталистический строй - у людей должна быть возможность выбирать самим - между атеизмом и религией, или наоборот.

В социалистической стране у человека должна быть полная свобода выбора, в какой школе и в каком университете - светском или религиозном - ему учиться. Именно в социалистическом обществе, у человека должно быть право не выходить на работу в день, считающийся выходным согласно религии в которую данный человек верит. В конце концов, социализм как таковой не предполагает противодействие религии, из-за её бытности религией; Социализм предполагает противодействие реакционным силам - в не зависимости от того, явлляются ли эти силы религиозными или светскими. Мы, марксисты-ленинцы за равенство и против эксплуатации человека человеком. Мы за единение Рабочего Класса. Но мы не против религии, при условии, что религия служит положительным целям. Мы за право рабочего, учёного и любого другого человека решать самому - быть ему светским или религиозным, вегетарианцем или мясоедом. Только обеспечив народным массам право такой свободы выбора, мы сможем обеспечить истинные демократию и народовластие в социалистическом обществе будущего.

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»