ЛЕВОЕ ДВИЖЕНИЕ И ТРУДОВОЙ НАРОД УКРАИНЫ

К оглавлению "Актуальные темы" К оглавлению "Политическая безопасность"
К оглавлению самого интересного

Этой публикацией я начинаю цикл статей, посвященных судьбам и перспективам левого движения. А также судьбам и личным перспективам каждого из вас - тех, кто составляет многомиллионный трудовой народ Украины.
Оба эти вопроса неразрывно связаны между собой. Весь наш уже почти двадцатилетний опыт жизни при капитализме убедительно показал, что любая правая партия защищает тех, кого ей и положено защищать - крупную буржуазию. И только левые политические силы, представляющие трудящихся, способны вместе с вами отстоять ваши интересы.
Что такое левая идея?
Деление политических сил на правые и левые возникло сравнительно недавно - всего два века назад, во времена Великой Французской буржуазной революции 1789-1794 годов. Однако левая идея живет среди людей уже не одно тысячелетие. Мысль об обществе социального равенства зародилась в умах наших прапрадедов сразу после того, как это равенство ушло в прошлое - с переходом к классовому строю и началом эксплуатации человека человеком. Она никогда не умирала среди угнетенных и обездоленных, приобретая самые разнообразные формы.
Сначала эта идея была целиком направлена в идеализированное прошлое. Ее отголоском стали мифы о безвозвратно канувшем в лету "золотом веке", существующие у большинства народов нашей планеты.
Впервые, пожалуй, "перенаправило" левую идею с прошлого на будущее раннее христианство.
Не стану повторять распространенное утверждение, будто именно Иисус был первым коммунистом, модное сегодня настолько, что вошло даже в программу одной из левых партий Украины. Это, конечно же, сильное преувеличение. Человек первого века нашей эры, живший в период расцвета античного рабовладения, не мог исповедовать взгляды, характерные для более поздних эпох общественного развития. Знаменитая евангельская формула, гласящая, что богатому труднее попасть в рай, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко, осуждает не эксплуатацию как таковую, а упорное нежелание большинства представителей господствующих классов делиться с бедными.
Но несомненным фактом является то, что уравнительные, левые по своей сути, идеи были в раннем христианстве очень сильны. Обещанное его основателями "царство божье" на земле весьма напоминало коммунистическую форму общественного устройства. Это только потом, когда христианство стало религией господствующих классов, обещанный верующим земной рай заменили загробным "царствием небесным". Так было безопаснее для эксплуататоров…
Однако еще долго после этого народные движения социального протеста облекались в религиозную форму. В антифеодальных по своей сути крестьянско-казацких восстаниях ХVI - первой половины ХVII веков в Украине, например, были очень сильны мотивы защиты православия от иноверцев.
Мысль о построении общества социальной справедливости с новой силой расцвела в эпоху позднего Возрождения, когда человечество стремительно начало освобождаться от пут средневековья, а зародившаяся и окрепшая буржуазия - передовой класс того времени - недвусмысленно заявила о своих претензиях на политическое господство. Глашатаи левой идеи Т. Мор, Т. Кампанелла и целый ряд других выдающихся мыслителей нескольких последующих столетий не только талантливо отразили ее в своих литературных произведениях, но и освободили от религиозной оболочки. Это был утопический (т.е. придуманный, подобно никогда не существовавшей стране Утопия, описанной в книге Т. Мора) социализм.
Почему утопический, а не научный?
Во-первых, потому что хотя его сторонники яркими красками рисовали общество будущего, где исчезнет бедность, а труд станет свободным и счастливым, такие картины не основывались на научном анализе окружавшей их действительности. Их создатели не опирались на объективные (т. е. существующие помимо воли людей) законы общественного развития, а адресовались к "естественному праву" каждого человека на достойную жизнь.
Во-вторых, этот социализм был утопическим потому, что его сторонники считали, будто общество социальной справедливости можно построить, создав его "очаги" внутри капитализма и уговорив господствующие классы прекратить эксплуатировать своих сограждан.
Понятно, что как только дело доходило до практического претворения в жизнь этих планов, всякий раз выяснялось, что их выполнению что-то мешало.
Британский миллионер и страстный проповедник утопического социализма Р. Оуэн, например, истратил почти все свое огромное состояние, создавая в Англии и США общины, построенные на началах совместного труда и имущественного равенства. Те процветали, пока в них вливались средства извне, однако как только приток денег прекращался, они немедленно разваливались, не выдерживая конкуренции с капиталистическими предприятиями. Наивные надежды построить социальный рай в отдельно взятом коллективе, когда окружающее общественное устройство напоминает ад, были заранее обречены на провал.
Заблуждения утопических социалистов - не столько их вина, сколько беда. Ведь в то время еще не сложились условия, необходимые для выработки научного левого мировоззрения.
Они появились только в середине ХIХ века, когда капитализм окончательно победил в передовых странах нашей планеты, а пролетариат перестал быть попутчиком буржуазии в борьбе против феодализма, выступив на арену классовой борьбы с самостоятельными требованиями. Тогда и возник марксизм - всесторонне научно обоснованная теория преобразования общества на началах социальной справедливости. Получивший в трудах В.И. Ленина творческое развитие применительно к условиям современной эпохи, он сегодня заслуженно называется марксизмом-ленинизмом.
Это учение на практике доказало свою жизнеспособность и творческую силу сначала в Советской стране, нашей стране, а затем и во многих других государствах планеты, которые пошли проложенным ею путем. При всех недоработках и ошибках, допущенных в ходе строительства нового общества, социализм дал трудящимся такие социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне, которые им никогда не давал (да и не даст!) капитализм. Не случайно они отдавали за него свои жизни в годы Великой Отечественной войны, совершая чудеса массового героизма. За неправое дело не идут на смерть!
Марксизм-ленинизм, являющийся теоретической основой коммунистического движения, принципиально отличается от утопического социализма сразу в нескольких отношениях.
Первое. Он опирается не на эмоции, а на объективные законы общественного развития. Это научный социализм.
Второе. Двигатель прогресса марксизм-ленинизм видит не в просвещении эксплуататоров (попробуйте наставить на путь истинный украинского олигарха, который сколотил свое богатство, разворовывая страну и грабя собственный народ!), а в развитии экономики. По мере ее роста неизбежно наступает момент, когда буржуазный строй с его анархией производства начинает тормозить общественное развитие.
Такое время уже давно пришло. Начавшаяся в 1917 году эра перехода человечества к социализму продолжается, несмотря на его временное поражение в Европе.
Правильность этого вывода особенно отчетливо видна сегодня, в период мирового экономического кризиса. На фоне падения производства в ведущих буржуазных государствах социалистические страны быстро движутся вперед, уверенно выигрывая соревнование с капитализмом.
Китайская Народная Республика в прошлом году дала 9,1% роста внутреннего валового продукта - больше, чем было намечено. В нынешнем темпы ее развития еще более ускорились (11,9% в первом квартале). КНР, вышедшая по объемам производимого ВВП на второе место в мире, стала главным локомотивом мировой экономики. Народное хозяйство Социалистической Республики Вьетнам выросло в предыдущем году на 5,2%. Даже подвергающаяся безжалостной блокаде со стороны США Куба дала двухпроцентный экономический рост. И это несмотря на то, что ее гражданам пришлось ликвидировать разрушительные последствия двух мощнейших ураганов, причинивших баснословный для этой маленькой страны материальный ущерб - 10 миллиардов долларов!
Третье. Марксизм-ленинизм исходит из того, что капитализм не упадет сам, если его не "подтолкнуть". А сделать это может только классовая борьба трудящихся против эксплуататоров.
Однако ее роль не сводится только к уничтожению отжившего свой исторический век общественного строя. Ведь до тех пор, пока существует капитализм, классовая борьба является единственной гарантией того, что буржуазия не разграбит страну и не доведет народ до полной нищеты.
Почему трудящиеся на Западе живут лучше, чем в Украине? Потому что они не молчат, а борются. Каждая попытка буржуазии свернуть производство, прибегнуть к массовым увольнениям, снизить социальные стандарты или повысить коммунальные платежи встречает там организованное сопротивление трудящихся. И нередко они одерживают победу в классовых боях, вынуждая эксплуататоров поумерить свои аппетиты.
Четвертое. В отличие от утопического социализма, марксизм-ленинизм (если только это подлинный марксизм-ленинизм, а не вульгарная пародия на него) не выдумывает схемы общественного устройства из головы, а берет их из жизни. Только практика может определить темпы строительства социализма, уровень обобществления производства на том или ином его этапе, формы сочетания плановых и рыночных механизмов управления экономикой и т.д. А показателем правильности избранного курса является рост эффективности производства и жизненного уровня людей.
Марксизм-ленинизм принципиально отличается и от современных левых немарксистских (или отошедших от марксизма) общественных течений. В первую очередь от социал-демократии, которая выступает за частичное перераспределение доходов крупной буржуазии в пользу трудящихся, однако не покушается на устои эксплуататорского строя. Об этом отличии мы еще будем иметь возможность поговорить в дальнейшем.
Однако такое отличие ни в коем случае не мешает организации совместной борьбы коммунистов, социал-демократов и представителей всех других левых течений за улучшение положения трудящихся при капитализме, против угрозы фашизма. Особенно в условиях современной Украины, где кучка олигархов противопоставила себя подавляющему большинству нашего народа, а улицы и площади называются именами гитлеровских прислужников.
Будучи наиболее последовательными выразителями левой идеи, именно коммунисты являются тем ядром, вокруг которого могут и должны объединиться все прогрессивные политические силы. В создании такого мощного объединения, способного оттеснить от власти ставленников олигархов, мы видим свой долг перед трудовым народом Украины. Потому что до тех пор, пока в нашей стране будут править бал представители правых партий, серьезного изменения вашей жизни к лучшему ждать не приходится.

Петр СИМОНЕНКО,
Первый секретарь
ЦК Компартии Украины,
председатель фракции коммунистов
в Верховной Раде Украины

Проблемы безопасности

 

Дмитрий Зеркалов

Тигипко: «Власть – это не владение заводами, морями, пароходами, а эффективное управление чужой «государственной» собственностью в свою пользу под крышей Президента.»